19.11.2025

Импортозамещение ПО: в Госдуме обсуждают распространение требований на весь коммерческий сектор

Юрист практики IP/IT

Импортозамещение ПО: в Госдуме обсуждают распространение требований на весь коммерческий сектор

29 октября 2025 года первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин сообщил, что парламент рассматривает возможность распространить требования по обязательному импортозамещению программного обеспечения (ПО) на весь коммерческий сектор.

На данный момент внедрять российское ПО из Единого реестра должны только госорганы и учреждения, компании с государственным участием и субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ).
Для КИИ установлен крайний срок перехода — 1 января 2028 года; если отечественных аналогов нет, срок по решению Правительственной комиссии может быть продлен до 1 декабря 2030 года.

Планируемые изменения

Теперь в рамках стратегии цифрового суверенитета рассматривается возможность включить в список обязательных участников импортозамещения весь частный бизнес, независимо от формы собственности и отрасли.
Конкретные механизмы и сроки пока не определены — инициатива находится на стадии обсуждения.

Комментарий Данила Садовского, юриста практики IP/IT:

«Если инициатива будет реализована, это станет самым масштабным расширением регуляторного давления в сфере ИТ за последние годы. Для бизнеса это означает:

- значительные затраты на миграцию с зарубежных решений, особенно в сегментах, где отечественные аналоги еще находятся в стадии технологического догоняющего развития

- риск нарушения бизнес-процессов при отсутствии зрелых российских аналогов;

- необходимость пересмотра ИТ-стратегии даже для малых предприятий.

При этом государство пока не предлагает компенсаций за такие расходы, в отличие от налоговых льгот (например, двойного учета затрат на российское ПО при расчёте налога на прибыль с 2025 года).»


Эксперты отмечают: принуждение может вызвать массовый уход бизнеса в «серую зону», особенно среди малых компаний, не способных нести издержки перехода. Кроме того, остается открытым вопрос контроля: как проверять состав ПО на тысячах частных рабочих станций без парализации деятельности?

Пока разумнее готовиться превентивно:

- аудитировать используемое ПО;

- оценивать наличие российских аналогов в Реестре Минцифры;

- планировать поэтапную миграцию в рамках обновления ИТ-инфраструктуры.


Источник: материал РБК