Осень 2020 года выдалась для большинства российских юристов напряженной. В целом клиентов стало больше, но платить они готовы меньше. Многие и вовсе теперь предпочитают платить за результат.
Максим Барашев, управляющий партнер юридической фирмы BBNPМногие крупные компании стали существенно ограничивать расходы, в том числе отказываясь от услуг дорогих международных юридических фирм в пользу локальных консультантов.
Более того, специфика возникающих юридических вопросов приобрела вектор минимизации рисков и защиты в условиях кризиса. Многие контракты потребовали переработки, ввиду изменения формата работы с контрагентами. Пандемия затянулась и экономическим субъектам пришлось адаптироваться к ней, воспринимать ее не как форс-мажор, а как ситуацию, в которой придется существовать возможно очень долго.
Число клиентов BBNP, в целом, осенью 2020 года осталось стабильным, но при общей негативной ситуации в экономике, юридический бизнес изменил характер своих услуг. Стало больше запросов на защиту интересов в суде, переработке контрактов под новые форматы работы, увеличилась нагрузка на направление трудового права и трудовых споров связанных с увольнениями сотрудников, активизировалась работа по урегулированию арендных вопросов, большой объем консультаций и разъяснений повлекли за собой изменяющиеся требования к работе компаний в период пандемии.
Для клиентов стал более приемлем формат работы на условиях гонорара успеха, так как от успешного результата работы юристов стало больше зависеть в плане общих показателей бизнеса клиентов.
Возможно средний счет за услуги несколько сократился, но объем разнообразных задач и работы на проценте от реализованных проектов возрос.
В отличие от многих других сфер деятельности, юридический бизнес достаточно спокойно переносит перевод части сотрудников на удаленный режим работы и переход в формат видеоконференций с клиентом, вместо личных встреч.
То, что сами клиенты начинают воспринимать подобный формат взаимодействия как повседневную норму, упрощает продвижение юридических услуг, их оказание и сокращает их стоимость. Многие сервисы и службы, еще весной начали внедрять системы дистанционного взаимодействия, либо же наладили их стабильную работу. В частности, начала приемлемо функционировать система дистанционного доступа к материалам судебных дел, налажена система дистанционной подачи обращений и жалоб в государственные органы, возросло качество и оперативность работы логистических и транспортных компаний, научившихся работать в авральных условиях. Все это может существенно изменить не только восприятие юридических услуг в России со стороны клиентов, но также открывает перед локальными юридическими фирмами неплохие перспективы роста.
Ознакомиться с материалом в источнике
platforma-online.ru