Верховный суд РФ поставил точку с запятой в резонансном корпоративном споре: можно ли раскрывать коммерческую тайну бывшему участнику общества для расчёта стоимости его доли?
Участник ООО «Научно-производственного предприятия „КФ“», имеющий 1/3 долю владения в уставном капитале общества, запросил у компании ряд документов для определения стоимости его доли и получил отказ. Отказ был мотивирован тем, что документы содержат коммерческую тайну и для этого необходимо подписать соглашение о неразглашении. Но даже после подписания такого документа запрашиваемые документы предоставлены не были. Участник обратился в суд, с требованием обязать компанию предоставить ему надлежащим образом заверенные копии документов за 2020-2023 годы, включая бухгалтерскую, налоговую, первичную документацию, договоры, протоколы собраний и архивную копию базы 1С и взыскать с ответчика неустойку в случае неисполнения решения.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, указав, что участник имеет безусловное право на любую информацию о деятельности Общества. Однако суд Апелляционной и Кассационной инстанций не согласились с такой логикой и указали, что на момент рассмотрения дела в апелляции (26.09.2024) заявитель жалобы уже вышел из состава участников Общества, утратив корпоративные права, в том числе право на получение запрошенной информации. Суд указал, что за бывшим участником сохраняется право на получение только тех документов, которые необходимы для определения действительной стоимости его доли, и эти документы (бухгалтерская отчетность за 2023 год) ему уже были направлены. Тогда участник обратился в Верховный суд, указав, что суды не выяснили, можно ли считать запрошенные сведения конфиденциальными, и не учли, что он подписал соглашение о неразглашении.
Верховный суд РФ отменил решение Апелляции и Кассации и направил дело на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, но доводы Коллегии остаются неизвестны до момента изготовления мотивированного решения.
Источник: карточка дела на «Арбитре»