02.09.2025

ФАС займётся конкуренцией в аэропортах: перевозчики и операторы высказывают противоположные позиции

Партнёр / Руководитель Корпоративной практики
M&A, Антимонопольное регулирование


Практика: Корпоративное право и Антимонопольное регулирование

ФАС займётся конкуренцией в аэропортах: перевозчики и операторы высказывают противоположные позиции

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила о создании экспертного совета по воздушному транспорту. Поводом стали жалобы авиаперевозчиков на ограниченный доступ независимых компаний к рынку аэропортовых услуг. Вопрос касается обслуживания воздушных судов и пассажиров, включая хендлинг, бортовое питание и заправку.


Позиция авиакомпаний

Перевозчики указывают, что в большинстве аэропортов работают аффилированные с оператором компании. Такая ситуация, по их мнению, снижает уровень конкуренции и напрямую отражается на цене и качестве услуг.

Авиакомпании предлагают закрепить:

обязательное присутствие нескольких независимых поставщиков в аэропортах;

возможность в ряде случаев самостоятельно оказывать услуги по обслуживанию самолётов и пассажиров.


Аргументы аэропортов

Операторы аэропортов возражают: найти независимых игроков на рынке крайне сложно. Для оказания услуг требуются серьёзная инфраструктура, технические ресурсы и квалифицированный персонал. В ряде регионов фактически действует один–два поставщика, способные обеспечить обслуживание в полном объёме.


Позиция ФАС

ФАС намерена рассмотреть предложения перевозчиков и оценить действующие правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий. Если участники рынка придут к консенсусу, возможна разработка новых нормативных актов.


Комментарий BBNP

Кирилл Щербаков, руководитель корпоративной практики BBNP:

«Пока не ясно точно, чем закончится данная инициатива, так как сложно определить изменение нормативной базы для "увеличения числа независимых поставщиков услуг". В ряде регионов фактически действуют один или два поставщика , например топлива, которые обладают необходимыми техническими и фактическими возможностями обеспечения работы аэропорта. Таким образом говорить об обязывании операторов аэропортов обеспечивать наличие поставщиков услуг на наш взгляд несколько некорректно. 

Другой вопрос в борьбе с искусственными барьерами для входа, которые могут создаваться для желающих продвигать свои товары и услуги на территории аэропортов, но это должно быть предметом индивидуального анализа со стороны ФАС РФ на основе соответствующих обращений.».


Источник: «Коммерсант»