24.11.2025

Русский язык как обязательное требование для потребительской информации: разъяснение по ФЗ № 168-ФЗ

Партнёр / Руководитель Корпоративной практики
M&A, Антимонопольное регулирование

Русский язык как обязательное требование для потребительской информации: разъяснение по ФЗ № 168-ФЗ

С 1 марта 2026 года в России вступает в силу Федеральный закон № 168-ФЗ от 24.06.2025 года (неофициально называемым «Законом о защите русского языка»), который требует обязательного использования русского языка во всех потребительских информационных материалах — вывесках, указателях, меню, карточках товаров в интернете и пр.


Требования распространяются на все организации, предоставляющие товары и услуги — магазины, кафе, сферу услуг, строительные компании (в том числе при указании названий жилых комплексов).
С 1 марта 2026 года иностранные слова и фразы (например, open, sale, coffee) на наружных и интернет-вывесках должны быть либо переведены, либо продублированы русским текстом такого же размера и оформления.

Исключения:

Закон не требует перевода официально зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания (бренды, например «Adidas», «Starbucks» — можно оставить без изменений).

Перевод обязателен для дисклеймеров и других неохраняемых элементов на вывесках. Например, формат «Кофе “Starbucks”».

Исторические таблички, объекты дипломатических представительств и международные спортивные федерации — не подпадают под действие закона.

Надписи внутри помещений, не предназначенных для публичного доступа, также можно оставить без изменений.

Возможные сложности:

Сложности могут возникнуть у компаний, которые используют в своем названии свои доменные имена, например Petshop.ru, или у компаний в английском названии которых обыгрывается двойственный перевод, например  «Cool Zone» (прикольная зона и холодная зона – магазин теплой одежды).


Ответственность:
На момент публикации специальной статьи в КоАП РФ за нарушение требований в отношении замены или дублирования надписей на русском языке нет. Ожидается установление ответственности либо через внесение изменений в КоАП, либо через расширительное толкование действующих норм.
Практика, вероятно, пойдет по второму пути:

Штраф по ст. 14.3 КоАП РФ («О рекламе») для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ — от 30 000 до 40 000 руб.


Источник: Федеральный закон от 24.06.2025 № 168-ФЗ