С 1 июля 2025 года вступают в силу изменения, запрещающие сторонам соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) передавать споры в третейские суды. Этот запрет на арбитражные оговорки по СЗПК значительно меняет подход к разрешению инвестиционных споров на территории России.
Ранее контрагенты могли выбирать арбитраж как механизм разрешения конфликтов при наличии в договоре соответствующей третейской оговорки. Однако с указанной даты такие оговорки утрачивают юридическую силу в силу прямого законодательного запрета, и все споры должны рассматриваться исключительно в государственных судах Российской Федерации. Таким образом, любые споры с инвесторами теперь переходят в юрисдикцию госорганов, что влияет на инвестиционный климат России.
Кроме того, закон вводит новые требования к процедуре возмещения затрат на реализацию инвестиционных проектов. В частности, для подтверждения фактических расходов теперь необходимо предоставлять заключение Федерального казначейства. Это касается любого инвестпроекта, подпадающего под СЗПК.
Эта норма распространяется не только на новые соглашения, но и на те, которые были заключены до 30 июня 2025 года включительно, что усиливает контроль за расходованием средств и повышает прозрачность реализации проектов. Ужесточение регулирования инвестконтрактов требует от бизнеса более точного соблюдения процедур.
Комментарий судебного юриста Андрея Сафонова:
Запрет на передачу споров по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПХ) в арбитраж существенно ограничивает выбор механизмов разрешения конфликтов для инвесторов. Это может снизить привлекательность России для иностранных инвесторов, привыкших к нейтральному арбитражному разбирательству. Усиление роли государственных судов повышает правовые и политические риски, что в свою очередь может привести к росту стоимости инвестиций и сокращению их объемов. В долгосрочной перспективе такие изменения способны ухудшить инвестиционный климат и снизить доверие к российской юрисдикции. При этом медиация в инвестиционных спорах может частично сгладить эффект исключения арбитража.
Вместе с тем, у этих изменений есть и положительные стороны.
Во-первых, они позволяют государству более эффективно контролировать исполнение инвестиционных проектов и защищать публичные интересы.
Во-вторых, исключение арбитража снижает риск вынесения решений, противоречащих национальным интересам государства. Кроме того, это способствует большей прозрачности и предсказуемости судебных процедур за счет единых процессуальных норм для всех участников. Наконец, такой подход может укрепить доверие к государственным судам и способствовать развитию институциональных механизмов разрешения споров внутри страны. Это также открывает возможности для развития отечественной судебной практики по инвестиционным спорам.
На этом фоне особенно актуальным выглядит стремление законодателя развивать институт медиации. В условиях, когда арбитраж исключен из сферы СЗПК, медиация позволяет снизить нагрузку на государственные суды и сохранить деловые отношения, предлагая более гибкий и менее формальный механизм урегулирования конфликтов. Таким образом, развитие медиации компенсирует ограничения арбитража и обеспечивает эффективный инструмент разрешения споров в рамках государственной судебной системы. Медиация может стать ключевым элементом стратегии защиты капиталовложений в новых условиях.
Источник: Федеральный закон от 30.11.2024 № 441-ФЗ