05.06.2025

Обзор последних изменений законодательства и судебной практики

Управляющий партнер
Корпоративная практика, Судебные споры, Инвестиционные проекты

Обзор последних изменений законодательства и судебной практики

1. АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Госдума РФ рассмотрит законопроект о защите персональных данных операторов

В Госдуму внесён законопроект № 928282-8, предусматривающий изменения в закон «О персональных данных» (№ 152-ФЗ) для усиления конфиденциальности индивидуальных предпринимателей и физических лиц — операторов персональных данных. Сейчас их адреса, включая номер квартиры, публикуются в открытом реестре, что создаёт риски нарушения частной жизни и угрозы безопасности, особенно на фоне роста киберпреступности и мошенничества.

Поправки предполагают, что адреса ИП и физлиц больше не будут размещаться в общедоступной части реестра операторов персональных данных. Адрес попрежнему нужно будет указывать в уведомлении для Роскомнадзора, однако публично будут доступны только ФИО или наименование оператора и цель обработки данных. Полная информация останется доступна только уполномоченным органам

Эксперты отмечают, что публикация адресов противоречит принципу минимизации данных и самой цели закона о персональных данных, а также отличается от подхода, принятого, например, в ЕГРИП, где адреса не раскрываются публично.

Законопроект получил положительную оценку профессионального сообщества и ожидает рассмотрения в первом чтении на одном из ближайших заседаний Госдумы. Предполагается, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении на одном из ближайших заседаний Госдумы России.

Опубликован порядок предоставления доступа к информационным системам и базам данных

Федеральная Служба Безопасности совместно с другими ведомствами разработала и опубликовала на правовом портале законопроект "Об установлении Порядка предоставления доступа к информационным систем и (или) базам данных, содержащим сведения о лицах, указанных в частях 11 и 12 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", обработки содержащихся в них персональных данных указанных лиц и формы предписания о предоставлении доступа к информационным системам и (или) базам данных, содержащим сведения о лицах, указанных в частях 11 и 12 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".

Соисполнителями разработки совместного законопроекта являются — МВД, Министерство обороны, СВР и ФСО.

Данный совместный законопроект адресован всем владельцам информационных систем и баз данных, содержащих сведения о лицах, указанных в частях 1.1 и 1.2 статьи Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ "О персональных данных". Предписание подготавливается по форме, приведенной в приложении к приказу, на бумажном носителе в двух экземплярах или в форме электронного документа.

Учет подготовленных предписаний ведут уполномоченные органы. В том числе документ подписывается руководителями ведомств усиленной квалифицированной подписью.

Владелец ИС определяет сотрудника, ответственного за предоставление доступа должностным лицам, которому предоставляется доступ к ИС. Об этом он обязан проинформировать уполномоченные органы не позднее 24 часов с момента получения предписания.

Законопроект находится на этапах обсуждения текста и антикоррупционной экспертизы.

Система для обработки обезличенных персональных данных: утверждены правила проверки пользователей

Правительство РФ утвердило правила проверки юридических лиц и граждан, желающих получить доступ к системе для обработки обезличенных персональных данных (Постановление Правительства РФ от 22.05.2025 № 702). Проверку будет проводить Минцифры по запросу компании или физлица, который можно подать лично, по почте или через портал Госуслуг с использованием квалифицированной электронной подписи.

В заявлении необходимо указать ИНН, полное наименование, ОГРН, сведения об исполнительных органах и приложить документы, подтверждающие, что компанию контролирует гражданин России без другого гражданства.

Минцифры рассматривает запрос в течение 15 рабочих дней. После положительного решения пользователь получает уведомление, и не позднее года должен подать повторный запрос, иначе доступ к системе будет приостановлен.

Данная система, вероятно, станет «Единой информационной платформой национальной системы управления данными», обеспечивающей безопасную обработку обезличенных данных в рамках государственной информационной системы. Правила вступают в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на развитие технологий при сохранении защиты персональных данных и предотвращении рисков раскрытия личности субъектов данных.


2. АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТУДОВОГО ПРАВА

Госдума приняла закон о защите работников от необоснованного снижения премий при дисциплинарных взысканиях

Государственная Дума во втором и третьем чтениях приняла законопроект № 513234-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который ограничивает возможность работодателей снижать премии сотрудников при наличии дисциплинарных взысканий. Новый закон обязывает работодателей подробно прописывать в трудовых договорах и локальных нормативных актах виды премий, их размеры, условия и сроки выплаты с учётом качества работы, стажа и дисциплинарных взысканий.

Снижение премии допускается только за тот расчётный период, в котором было наложено взыскание, и исключительно по тем видам премий, которые начисляются за этот же период.

При этом общее уменьшение заработной платы из-за депремирования не может превышать 20% от месячного дохода сотрудника.

Закон не ограничивает право работодателя применять дисциплинарные меры (замечание, выговор, увольнение), но запрещает использовать взыскания как повод для произвольного сокращения уже заработанных выплат, включая премии.

Поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на защиту прав работников и предотвращение злоупотреблений работодателей при депремировании.

ФНПР предлагает внести в Трудовой кодекс нормы, защищающие права работников маркетплейсов

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) инициирует внесение поправок в Трудовой кодекс РФ с целью регулирования трудовых отношений работников маркетплейсов, в частности сотрудников пунктов выдачи заказов и логистических центров, которые сегодня часто работают без официальных трудовых договоров, что лишает их права на стаж и пенсию.

По данным Минтруда, к декабрю 2024 года в секторе платформенной занятости было занято около 10 миллионов человек, а к 2030 году их число может вырасти до 15–20 миллионов. Эксперты, включая доцента Финансового университета Михаила Хачатуряна, отмечают, что законодательное регулирование платформенной занятости повысит привлекательность платформ как работодателей, упростит государственный контроль и создаст чёткие механизмы разрешения трудовых споров.

При этом представители отрасли и независимых профсоюзов подчёркивают, что нормативно-правовая база платформенной занятости ещё формируется, отсутствует единый понятийный аппарат. В Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) признают, что трудовые права самозанятых пока нечетко определены, однако отмечают преимущества платформенной занятости — гибкий график, возможность работы из разных регионов, снижение безработицы и новые источники дохода. Генеральный директор МАРМП Алексей Молодых подчёркивает необходимость защиты интересов работников платформ со стороны государства.

В Госдуму внесён законопроект об увеличении оплаты труда за работу в выходные и праздничные дни.

Группа депутатов от фракции «Справедливая Россия — За правду» предложила распространить на оплату труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни порядок расчёта, применяемый к сверхурочным часам. Согласно законопроекту, при определении оплаты за такую работу должны учитываться не только оклад или тарифная ставка, но и компенсационные и стимулирующие выплаты, как это уже предусмотрено для сверхурочной работы.

В настоящее время Трудовой кодекс РФ предусматривает, что работа в выходные и праздники оплачивается исходя из оклада или тарифной ставки, тогда как при сверхурочной работе учитываются дополнительные выплаты.

Авторы законопроекта отмечают, что это создаёт экономическую выгоду для работодателей привлекать сотрудников к работе именно в выходные, а не к сверхурочной работе, что несправедливо по отношению к работникам, поскольку работа в выходные и праздники зачастую более обременительна.

Инициатива направлена на уравнивание условий оплаты и повышение социальной справедливости в трудовых отношениях. Законопроект уже внесён в Госдуму и находится на рассмотрении


3. АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Изменён порядок подачи и рассмотрения заявления на подтверждение статуса налогового резидента с 10 июня 2025 года

С 10 июня 2025 года вводятся уточнения в порядок подачи заявления о предоставлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, согласно Приказу ФНС России от 21.02.2025 № ЕД-7-13/122@. Заявление в электронной форме теперь подаётся исключительно через интерактивный сервис «Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации» на официальном сайте ФНС России.

Сроки рассмотрения заявления зависят от категории заявителя и способа подачи:

  • для физических лиц и юридических лиц при подаче на бумажном носителе — 10 календарных дней;

  • для юридических лиц при подаче в электронной форме — 1 календарный день.

В новой редакции приказа также утверждена форма документа, подтверждающего статус налогового резидента, что упрощает и стандартизирует процесс получения данного документа. Это изменение направлено на повышение оперативности и удобства для налогоплательщиков при подтверждении своего налогового статуса.

ФНС России получит полномочия по комплексному анализу деятельности юридических лиц и предоставлению выписок с результатами.

Правительством внесён в Госдуму законопроект, расширяющий полномочия Федеральной налоговой службы (ФНС) в части анализа финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц. Согласно проекту, ФНС сможет проводить комплексную оценку компаний на основе данных бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и иных сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа, а также формировать выписки с результатами такой оценки. Эти выписки будут предоставляться по запросу как самим юридическим лицам, так и третьим лицам, в том числе для целей преддоговорных проверок контрагентов и при проведении государственных закупок.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что новая функция ФНС направлена на повышение качества принятия управленческих решений как государственными органами, так и бизнесом, а также обеспечение безопасности бюджетных расходов, включая исполнение гособоронзаказа и предоставление региональных налоговых льгот.

Методика проведения анализа, которую ФНС совместно с Минфином должна разработать в течение полугода после принятия закона, предусматривает двухэтапную оценку: на первом этапе — проверка базовых критериев, свидетельствующих о самостоятельности компании и отсутствии рисков банкротства, на втором — анализ ключевых финансовых показателей, таких как уровень зарплат, налоговая нагрузка, численность сотрудников, коэффициенты платежеспособности, ликвидности и рентабельности активов.

Технически сервис оценки юридических лиц уже функционирует с марта 2023 года в экспериментальном режиме, и за этот период им воспользовались более 63 тысяч компаний.


4. АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА

Вступил в силу Указ Президента РФ от 30.05.2025 № 355 о регулировании деятельности хозяйственных обществ в период военного положения.

С 30 мая 2025 года действует Указ Президента РФ № 355, который устанавливает особый порядок осуществления деятельности отдельных хозяйственных обществ в период военного положения. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств хозяйственными обществами, участвующими в реализации государственных программ в области авиационной и судостроительной продукции гражданского назначения, а также в производстве продукции военного назначения для иностранных заказчиков, приостанавливаются права участников (акционеров) и полномочия органов управления таких обществ.

На основании предложений Министерства промышленности и торговли РФ назначается управляющая организация, которая получает полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества. В объёме, необходимом для исполнения договорных обязательств, управляющая организация также осуществляет полномочия общего собрания участников (акционеров) или совета директоров (наблюдательного совета).

ВС РФ назвал еще один случай признания обязательств солидарными в рамках банкротства.

В Определении Верховного Суда РФ от 27.05.2025 № 305-ЭС19-24170(5) рассмотрен случай признания обязательств солидарными в рамках банкротства завода. Суд признал недействительными сделки по арендным платежам, на основании чего с контрагента взыскали денежные средства в порядке реституции, а с бывшего руководителя, одобрившего часть сделок, — убытки. Контрагент частично оплатил долг, остаток был реализован с торгов.

Бывший руководитель обратился в суд с требованием признать своё обязательство погашенным в связи с исполнением контрагентом части долга. Три инстанции отказали, однако ВС РФ признал, что обязательства контрагента и руководителя являются солидарными. Поскольку завод получил исполнение от контрагента, он не вправе требовать повторного исполнения с руководителя. Требование бывшего руководителя было удовлетворено.


5. АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЭД

Изменения в правилах определения страны происхождения товаров для госзакупок в ЕАЭС с 5 июня 2025 года

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.05.2025 № 39 внесены значительные изменения в Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных и муниципальных закупок в рамках ЕАЭС. В частности, расширен перечень товаров, для которых страна происхождения подтверждается сертификатом формы СТ-1. В новый перечень включены медицинские шприцы-инъекторы (код 9018 31 100 9), стоматологические лампы, наборы реагентов для диагностики, тест-полоски для глюкозы, а также подгузники, ортопедическая мебель, оборудование для пищевой промышленности и другие промышленные товары.

Кроме того, уточнены условия и производственные операции, при выполнении которых товар считается происходящим из государства-члена ЕАЭС. Для медицинских шприцов установлены конкретные критерии: наличие технической документации по стандартам ЕСКД/ЕСТД сроком не менее 5 лет, ограничение доли иностранного сырья до 35% в 2025 году с понижением до 25% с 2026 года, а также обязательное выполнение ключевых операций — литье деталей (30 баллов), сборка (10 баллов), стерилизация (5 баллов) и наличие регистрационного удостоверения с указанием производства в ЕАЭС.

Изменены требования к балльной системе оценки локализации для товаров автомобильной отрасли и медицинских изделий: минимальные пороги снижены с 4300–5800 баллов до 3200–3700 баллов с 2027–2029 годов, что облегчает доступ производителей к участию в госзакупках.

Обязательное зачисление и продажа иностранной валюты российскими экспортерами до 30 апреля 2026 года

С 25 мая 2025 года российские экспортеры, включённые в перечень, утверждённый Указом Президента РФ от 11.10.2023 № 771, а также их дочерние хозяйственные общества обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 40% иностранной валюты, полученной по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами. При этом они должны продавать на внутреннем валютном рынке РФ 90% от зачисленной суммы в срок не более 14 дней со дня зачисления, а также не менее 25% от всей валютной выручки — в срок не более 30 дней с момента получения денежных средств. Данные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2025 № 698 и действуют до 30 апреля 2026 года включительно.

Продление запрета на вывоз из РФ отходов и лома драгоценных металлов и электронных изделий до 30 ноября 2025 года

С 1 июня по 30 ноября 2025 года включительно продлён временный запрет на вывоз из Российской Федерации отходов и лома драгоценных металлов, металлов, плакированных драгоценными металлами, а также отходов и лома электротехнических и электронных изделий, используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов. Запрет установлен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2025 № 744 и распространяется на товары, классифицируемые кодами 7112, 8549 21 000 0 и 8549 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые с территории РФ с 1 июня 2025 года и выпущенные до этой даты в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз с таможенной территории ЕАЭС.

Исключение составляют вывоз катодной сурьмы в слитках и проб, отобранных от партий отходов и лома драгоценных металлов (код 7112 ТН ВЭД ЕАЭС), которые вывозятся организациями, имеющими право на аффинаж драгоценных металлов, в целях исполнения договорных обязательств. При этом масса одной пробы не должна превышать 500 граммов в одной товарной партии вне зависимости от количества партий по внешнеторговому контракту.

Продление действия разрешений для российских экспортёров по валютным операциям до 30 апреля 2026 года

С 22 мая 2025 года продлевается действие особого порядка выдачи разрешений российским экспортёрам и их дочерним хозяйственным обществам, которые определены в соответствии с Указом Президента РФ от 11.10.2023 № 771. Разрешения позволяют экспортёрам не зачислять валютную выручку на свои счета в уполномоченных банках и не осуществлять её обязательную продажу на внутреннем валютном рынке РФ, если объём валюты соответствует сумме, направляемой на удовлетворение требований, выраженных в иностранной валюте.

Кроме того, разрешается не осуществлять обязательную продажу валюты, зачисленной на счета, если по внешнеторговому договору более 50% цены оплачено в рублях, при условии зачисления рублёвой выручки на счета в уполномоченных банках. Также предусмотрена возможность продления сроков зачисления валютной выручки на счета.

Российские экспортёры получили право направлять валюту с зарубежных счетов для оплаты импортных контрактов (договоров) с нерезидентами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.05.2025 № 698, отдельные российские экспортёры, включённые в перечень, утверждённый Указом Президента РФ от 11.10.2023 № 771, и их дочерние хозяйственные общества, имеют право направлять иностранную валюту со своих счетов в банках за пределами РФ для оплаты обязательств российских импортёров по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами.

Для реализации данной возможности валюта РФ должна быть зачислена на счета экспортёров, открытые в уполномоченных банках, со счетов российских импортёров в уполномоченных банках. В течение трёх дней с момента такого зачисления экспортёры вправе переводить иностранную валюту со своих зарубежных счетов для оплаты обязательств российских импортёров перед нерезидентами, в том числе перед теми, с которыми у импортёров заключены внешнеторговые договоры.

Российские импортёры обязаны обеспечить ввоз товаров на территорию РФ либо зачисление валюты, перечисленной экспортёрами в счёт их обязательств, на свои счета в уполномоченных банках или банках за пределами РФ за неввезённые товар в течение 180 дней со дня исполнения экспортёрами таких обязательств.


6. АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

Цифровая маркировка безалкогольных напитков: введён разрешительный режим продажи

С 1 июня 2025 года вступили в силу обновлённые требования к цифровой маркировке безалкогольных напитков согласно Постановлению Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944. Для всех участников оборота, включая производителей, дистрибьюторов и розничные магазины, становится обязательной поэкземплярная прослеживаемость продукции при первой отгрузке и передаче сведений в систему

«Честный знак» в день передачи товара, а не в течение трёх рабочих дней, как ранее С 1 июня 2025 года режим онлайн-проверки нужно соблюдать при продаже безалкогольных напитков в кегах, тетрапаках или иных упаковках. Также проверке начнут подлежать соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье. Режим офлайн-проверки тоже станет обязательным — для всех маркированных безалкогольных напитков.

Онлайн-проверка осуществляется следующим образом: кассир сканирует код на упаковке, кассовая программа отправляет запрос в Честный знак — можно ли продать товар с таким кодом. Если можно, товар добавляется в чек. Если нет, продавать его нельзя.

Введение новых правил направлено на борьбу с контрафактом и повышение прозрачности товарооборота, а также обеспечивает защиту потребителя и бизнеса от нелегальной продукции

Ужесточение сроков уведомления о передаче молочной продукции в систему «Честный знак» с 1 июня 2025 года

С 1 июня 2025 года вступают в силу новые требования к уведомлению о передаче (приемке) молочной продукции, закреплённые в Постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099. Участники оборота молочной продукции обязаны направлять в систему «Честный знак» уведомление в формате универсального передаточного документа (УПД), подписанного усиленной электронной подписью обеих сторон сделки, не позднее трёх рабочих дней со дня приёмки товара, но при этом не позднее дня передачи продукции третьим лицам.

Данное правило распространяется на сделки, связанные с переходом права собственности, а также на договоры комиссии, агентские договоры, договоры подряда и поручения. Ранее, до 31 мая 2025 года, отсутствовало требование направлять уведомление именно не позднее дня передачи товара третьим лицам, что усложняло прослеживаемость и контроль за движением продукции.


7. ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРАВЕ ОТКАЗАТЬ УШЕДШИМ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ В РЕАЛИЗАЦИИ ОПЦИОНА НА ОБРАТНЫЙ ВЫКУП АКТИВОВ

Законопроектом № 1059849-7 («Законопроект») планируется внесение изменений в Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Законопроект дополняет Закон статьей 20.1, посвященной особенностям осуществления иностранным инвестором и (или) аффилированным с ним лицом («Иностранный инвестор») права на приобретение (обратный выкуп) ранее принадлежавших им (ему) акций (долей в уставном капитале) российского хозяйственного общества.

Положения Законопроекта предоставляют право текущему владельцу активов, приобретенных у Иностранного инвестора, в одностороннем порядке отказать в реализации опциона на обратный выкуп при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Иностранный инвестор относится к «недружественным» лицам
  • отчуждение Иностранным инвестором акций (долей) российского хозяйственного общества имело место в период с 24 февраля 2022 года до 1 марта 2025 года;
  • договор об отчуждении акций (долей) российского хозяйственного общества и (или) иное взаимосвязанное с ним соглашение предусматривал:
    • отчуждение указанных акций (долей) по цене, существенно ниже их рыночной стоимости.
    • предоставление Иностранному инвестору права на их обратный выкуп на заранее определенных условиях в течение трех лет и более;
  • со дня заключения договора об отчуждении акций (долей) и (или) иного взаимосвязанного с ним соглашения, предоставляющего Иностранному инвестору право на их обратный выкуп, истекло два и более года;
  • российское хозяйственное общество, чьи акции (доли) были проданы, надлежащим образом исполняет свои обязательства перед работниками и кредиторами.

ВАЖНО: Право на отказ может быть заявлено текущим владельцем бизнеса независимо от факта обращения Иностранного инвестора с заявлением о реализации опциона на обратный выкуп. В случае реализации права на отказ опционное право на обратный выкуп Иностранного инвестора прекращается.

КОМПЕНСАЦИЯ

В случае реализации текущим владельцем активов, приобретенных у Иностранного инвестора, права отказать последнему в реализации опциона на выкуп бизнеса, Иностранный инвестор имеет право не позднее одного года со дня такого отказа обратиться к соответствующему владельцу с требованием о выплате компенсации в связи с прекращением права на обратный выкуп актива.

При этом текущий владелец актива может отказать Иностранному инвестору в выплате указанной компенсации или потребовать соразмерного уменьшения ее размера, если отчуждение Иностранным инвестором акций (долей в уставном капитале) было связано с:

  • отказом (уклонением) Иностранного инвестора от осуществления прав и (или) от добросовестного исполнения обязанностей акционера (участника) российского актива либо возникновением угрозы такого отказа (уклонения);
  • совершением действий (допущенным бездействием):
    • направленных на создание препятствий для управления российским активом и (или) осуществления им обычной хозяйственной деятельности; или
    • которые могли привести к прекращению или приостановлению деятельности, ликвидации или несостоятельности (банкротству) российского актива.

ОТКАЗ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ В РЕАЛИЗАЦИИ ОПЦИОНА НА ВЫКУП АКЦИЙ (ДОЛЕЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ

Ели актив и (или) группа лиц, в которую он входит, оказывают (оказывает) существенное влияние на социально-экономическое развитие РФ или ввиду иных определяемых этим органом обстоятельств, то Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере, в которой осуществляет деятельность российский актив, чьи акции (доли) были отчуждены Иностранным инвестором:

  • вправе установить запрет на осуществление Иностранным инвестором права на обратный выкуп ранее принадлежавших ему акций (долей) российского актива.