03.02.2026

«Деньги есть? А если найду?» – новые полномочия Росфинмониторинга

Партнёр / Руководитель Корпоративной практики
M&A, Антимонопольное регулирование

«Деньги есть? А если найду?» – новые полномочия Росфинмониторинга

15 декабря 2025 года был принят Федеральный закон № 461‑ФЗ, который вносит изменения в статьи 3 и 9 закона № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», который наделяет Росфинмониторинг широкими полномочиями по отслеживанию платежных операций граждан и организаций. Изменения вступят в силу с 01 сентября 2026 года.


Какие безналичные операции Росфинмониторинг сможет видеть

Закон закрепляет право Росфинмониторинга получать сведения об операциях, совершаемых с использованием инфраструктуры Национальной системы платёжных карт (НСПК), в том числе:

универсального платёжного кода (QR‑код для оплаты);

системы быстрых платежей Банка России (СБП);

платёжных карт национальной платёжной системы «Мир».

Порядок информационного взаимодействия и состав передаваемых сведений будут определяться соглашением между Росфинмониторингом и НСПК по согласованию с Банком России. При этом НСПК прямо запрещено раскрывать факт передачи информации в Росфинмониторинг, то есть для клиента такие запросы будут невидимы.

Практический эффект — в едином информационном контуре окажутся данные, которыми уже пользуются ЦБ, ФНС, Росфинмониторинг, МВД и другие органы в рамках межведомственного взаимодействия, что усилит их способность выявлять подозрительные финансовые операции.

Комментарий руководителя корпоративной практики BBNP Кирилла Щербакова:

«Только практика покажет последствия принятия данного закона для рядовых граждан, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что он, судя по всему, направлен в первую очередь на установление финансовых нестыковок между доходами и расходами граждан, осуществляемыми в безналичной форме, особенно если информация будет собираться длительное время с формированием соответствующего досье. Это может быть направлено как на борьбу с нелегальной арендой жилья, когда налоговые органы смогут на основании регулярных поступлений на карту инициировать соответствующую проверку, так и с серыми зарплатами, когда уровень расходов будет явно не совпадать с официальным доходом. Кроме того, общая картина получения сотен небольших платежей «на карту» во всевозможных мелких торговых и сервисных точках, такси и т.п. также может вызвать вопросы у налоговых органов, когда вся картина платежей будет раскрываться операторами переводов.

С другой стороны, жесткие меры контроля и ответственности могут повлечь противодействие со стороны общества в виде ухода в наличные расчеты и накопления, а также в альтернативные и менее прозрачные инструменты инвестирования, по типу криптовалюты. Это, в свою очередь, ударит по банковской системе ввиду оттока средств со счетов и вкладов граждан.

Отметим, что уже сейчас на фоне тревожных финансовых ожиданий граждан Банк России констатировал рекордное за 11 лет снятие гражданами со своих счетов наличных в декабре 2025 года — около 920 млрд рублей. В декабре объем наличных в обращении традиционно растет из‑за новогодних расходов и покупок, премий и т.п. Однако столь значительный объём наличных россияне снимали лишь в декабре 2014‑го, на фоне кризиса и существенного падения курса рубля.

В этот раз стимулами к снятию стали как массовые отключения и сбои мобильного интернета, когда зачастую стало невозможно расплатиться за покупки или оказанные услуги по карте, так и усиление контроля за банковскими операциями, которые банки стали «охлаждать», приостанавливая на несколько дней для подтверждения и обоснования их законности. Если же с сентября 2026 года совершать безналичные операции станет более рискованным с точки зрения возможной проверки и последующей ответственности, уход в наличные расчёты станет вполне разумным и ожидаемым последствием.»


Источник: Федеральный закон № 461‑ФЗ;