Один из клиентов BBNP столкнулся с нестандартной ситуацией, а именно с вызовом в УФНС по вопросу отнесения определенных платежей к расходам компании вне рамок налоговой проверки.
Платежи осуществлялись в пользу иностранной компании, входящей в группу клиента, за оказываемые регулярно услуги. Вызов был оформлен официальным письмом из налогового органа, как вызов «для дачи пояснений в связи с проведением предпроверочного анализа в отношении компании».
Руководитель корпоративной практики BBNP Кирилл Щербаков сопровождал руководителя компании клиента и главного бухгалтера при проведении данной встречи.
Встреча показала относительно новый подход налоговых органов по взаимодействию с налогоплательщиками в виде относительно «мягкого» давления. Представители УФНС подключили по видеосвязи представителей территориального налогового органа и в течение полутора часов разъясняли порядок отнесения к расходам по налогу на прибыль тех или иных платежей, признания необоснованных внутригрупповых расходов дивидендами и концепции фактического получателя дохода в отношении иностранных лиц.
Из дальнейшего диалога стало понятно, что налоговые органы не разделяют позицию клиента по отнесению определенных внутригрупповых платежей к расходам и клиенту в достаточно вежливой, но настойчивой форме было предложено добровольно скорректировать свои налоговые декларации, так как подтверждение обоснованности расходов с точки зрения налогового органа была недостаточной. После обсуждения деятельности компании встреча была окончена без подписания протокола.
Из данной ситуации можно сделать ряд заключений:
По мнению Кирилла, если компания согласится на проведение корректировок, то налоговые органы будут иметь весомый аргумент для налоговой проверки и взыскания недоплаты по аналогичным платежам за иные проверяемые периоды, поэтому идти на встречу налоговому органу при наличии такого желания у компании нужно крайне аккуратно. Если же компания уверена в обоснованности своих расходов, лучше собирать дополнительные аргументы в свою пользу. Неуверенная позиция может серьезно навредить компании.
Выводы:
Предлагая компании осознать свою неправоту налоговый орган обозначает свою правовую позицию (недоказанная рыночность цен, взаимосвязь компаний, регулярность платежей, недостаточность отчетной документации, отсутствие доказательств фактического взаимодействия между заказчиком услуг и иностранной компанией и т.п.). Ознакомление с позицией налогового органа позволяет сформировать четкий план действий по сбору дополнительных доказательств. Например, фактическое взаимодействие между заказчиком услуг и исполнителем может быть доказано не только электронной перепиской, но и чеками об отправке посылок, запросом подробных отчетов от исполнителя с приложением презентаций и т.п. Рыночность цен может быть подтверждена получением коммерческих предложений на аналогичные услуги от невзаимосвязанных компаний.
Подобные встречи осуществляются вне рамок налоговой проверки, однако диалог с компанией вероятнее всего записывается сотрудниками налогового органа, особенно с учетом видеосвязи с территориальным органом. Таким образом несмотря на то, что официальный протокол по итогам встречи не оформляется, мы рекомендуем согласовать позицию с юристом до проведения встречи и предоставлять налоговому органу только ту информацию, которая была согласована.
Если Вы столкнулись с аналогичными вызовами не паникуйте. Своевременное обращение к специалисту поможет сформировать правовую позицию, которая поможет компании избежать большинства неблагоприятных последствий.
Будем рады Вам помочь!