05.08.2025

Обзор последних изменений законодательства и судебной практики. Июль 2025 года

Содержание: 


Персональные данные 

  • С 1 июля 2025 года запрещено хранение персональных данных россиян за пределами РФ

    Перейти

Корпоративное право

  • Вступать и выходить из ассоциаций теперь будет решать совет директоров или коллегиальный исполнительный орган.

    Перейти

Регулирование рекламы

  • Новые критерии разграничения рекламы и информации в интернете

    Перейти

Внешнеэкономическая деятельность 

  • С 30 июля 2025 года в России расширяется запрет на экспорт товарного бензина.

    Перейти

Штрафы

  • Запрет рекламы VPN и штрафы за поиск экстремистских материалов

    Перейти

Разрешение споров

  • С 1 июля 2025 года вступают в силу изменения, запрещающие сторонам соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) передавать споры в третейские суды.

    Перейти

Налоговое право

  • С 1 января 2026 года можно будет получать в налоговой сведения по финансово-хозяйственной деятельности контрагентов.

    Перейти

Трудовое право

  • Обновленный общероссийский классификатор профессий и должностей заработает с 1 января 2026 года

    Перейти

  • Подъем и перемещение тяжестей несовершеннолетними работниками: новые нормы.

    Перейти

  • Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (не внесен в ГД ФС РФ)

    Перейти


С 1 июля 2025 года запрещено хранение персональных данных россиян за пределами РФ

С 1 июля 2025 года в России вступили в силу важные изменения в законодательстве, касающиеся обработки персональных данных граждан. Федеральный закон «О персональных данных» дополнен нормами, которые запрещают хранение и обработку персональной информации россиян за пределами территории Российской Федерации. Ранее операторы данных могли направлять персональные данные для анализа и обработки зарубежным компаниям и организациям. 

Новые требования обязывают всех операторов персональных данных организовать полный цикл работы с информацией — начиная со сбора, обработки, хранения и завершая удалением — исключительно на российских серверах и в рамках российских информсистем. Это касается как частных компаний, так и государственных структур, независимо от объема и характера обрабатываемых данных. Несоблюдение требований грозит операторам административными санкциями и штрафами.


Вступать и выходить из ассоциаций теперь будет решать совет директоров или коллегиальный исполнительный орган.

Государственная Дума Российской Федерации 22 июля 2025 года приняла

закон № 653507-8, который существенно меняет порядок принятия решений акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью относительно создания, вступления и выхода из ассоциаций, союзов и других объединений.

Ранее Федеральные законы «Об АО» и «Об ООО» предусматривали, что соответствующие решения принимаются исключительно высшим органом управления — общим собранием акционеров или участников. Этот процесс часто был длительным, поскольку формирование повестки, подготовка материалов и рассылка уведомлений требовали примерно месяц. Это создавало значительные временные и финансовые издержки для компаний.

Новый закон допускает возможность уставом хозяйственного общества (как АО, так и ООО) передавать полномочия по принятию подобных решений совету директоров или коллегиальному исполнительному органу (например, правлению). Такая возможность позволяет значительно повысить оперативность принятия решений, что особенно важно в условиях текущей динамичной бизнес-среды.

Кроме того, в связи с признанием, утратившим силу закона, регулирующего деятельность финансово-промышленных групп, из положений закона об АО исключены упоминания о таких структурах. Соответствующие поправки затрагивают также ряд других законодательных актов, включая закон о конкуренции.

Закон вступит в силу со дня официального опубликования и призван оптимизировать корпоративное управление в части взаимодействия хозяйственных обществ с профессиональными сообществами и общественными объединениями.


Новые критерии разграничения рекламы и информации в интернете

С 25 июля 2025 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 1087 от 24 июля 2025 года, регламентирующее критерии определения рекламы в интернете. Новые правила подробно описывают, какую информацию следует считать рекламой и каким образом она должна отличаться от других видов контента.

Реклама в интернете теперь определяется как информация, направленная на привлечение внимания к товару, работе, услуге, бренду, производителю или продавцу, а также на формирование и поддержание интереса к ним с целью продвижения на рынке. К таким материалам относятся, например, объявления на маркетплейсах, в соцсетях и поисковых системах, где пользователь не только может ознакомиться с предложением, но и совершить покупку.

В то же время постановлением определено, что информацию справочно-информационного или аналитического характера, частные объявления (не связанные с ведением бизнеса), результаты поисковой выдачи, отзывы и некоторые другие формы контента рекламой не признаются.

Данные критерии важны для правильного расчета обязательных отчислений с доходов от интернет-рекламы, которые сейчас составляют 3% и подлежат уплате в бюджет. Также постановление распространяется на информационные ресурсы с крупной аудиторией — свыше 500 тысяч пользователей в сутки из России. 


С 30 июля 2025 года в России расширяется запрет на экспорт товарного бензина.

С 30 июля вступает в силу постановление Правительства от 28 июля 2025 г. Nº 1118, которое распространило действующие ограничения на экспорт бензина на непосредственных производителей нефтепродуктов. Ранее меры касались только трейдеров и небольших нефтебаз. Теперь же полный запрет на вывоз товарных бензинов с определёнными кодами ТН ВЭД Европейского экономического союза будет обязательным для всех участников рынка, включая крупных производителей.

При этом экспорт запрещён даже в случае, если при расчёте экспортных пошлин коэффициент равен 0 рублей за тонну. Исключение составляют только поставки по международным межправительственным соглашениям, включая страны ЕАЭС, при условии соблюдения определённых правил.

Мера будет действовать до конца августа 2025 года, и в зависимости от динамики рыночной ситуации её могут продлить.


Запрет рекламы VPN и штрафы за поиск экстремистских материалов

31.07.2025 года был опубликован Федеральный закон № 281-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Он касается введения административной ответственности за рекламу VPN-сервисов, а также поиск экстремистских материалов.

Согласно новым установленным нормам:

- Умышленное осуществление поиска в интернете экстремистских материалов и получение доступа к ним будут наказываться штрафом от 3 000 до 5 000 рублей.

- Распространение рекламы VPN-сервисов будет наказываться штрафом влечет наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 50 тыс. до 80 тыс. рублей.

На должностных лиц - от 80 тыс. до 150 тыс. рублей.

На юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

Если с ответственностью за рекламу VPN-сервисов юридическая логика нормы в целом понятна, то с ответственностью за поиск экстремистских материалов пока остаются вопросы.

Как пояснил глава Минцифры, что законопроект сформулирован так, чтобы правонарушение фиксировалось только в случае умышленного доступа к этим материалам через поиск и использование VPN-сервисов. Рядовые пользователи не пострадают, а за доступ в социальные сети наказания не последует.

Однако, на наш взгляд, пока что не ясно каким путем пойдет правоприменение. Учитывая конструкцию нормы, запрет поиска в интернете экстремистских материалов с помощью VPN-сервисов не является обязательным признаком, а рассматривается лишь в качестве дополнительного.

Что касается использования запрещенных социальных сетей (Instagram, Facebook) – они действительно не подпадают под эту норму, так как не входят в опубликованный Минюстом список экстремистских материалов.


С 1 июля 2025 года вступают в силу изменения, запрещающие сторонам соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) передавать споры в третейские суды.

Опубликован Федеральный закон от 30.11.2024 № 441-ФЗ, вводящий с 1 июля 2025 года запрет на передачу споров по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) в третейские суды.

Ранее контрагенты могли выбирать арбитраж как механизм разрешения конфликтов при наличии в договоре соответствующей третейской оговорки. Однако с указанной даты такие оговорки утрачивают юридическую силу в силу прямого законодательного запрета, и все споры должны рассматриваться исключительно в государственных судах Российской Федерации.

Кроме того, закон вводит новые требования к процедуре возмещения затрат на реализацию инвестиционных проектов. В частности, для подтверждения фактических расходов теперь необходимо предоставлять заключение Федерального казначейства. Эта норма распространяется не только на новые соглашения, но и на те, которые были заключены до 30 июня 2025 года включительно, что усиливает контроль за расходованием средств и повышает прозрачность реализации проектов.

Запрет на передачу споров по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПХ) в арбитраж существенно ограничивает выбор механизмов разрешения конфликтов для инвесторов. Это может снизить привлекательность России для иностранных инвесторов, привыкших к нейтральному арбитражному разбирательству. Усиление роли государственных судов повышает правовые и политические риски, что в свою очередь может привести к росту стоимости инвестиций и сокращению их объёмов. В долгосрочной перспективе такие изменения способны ухудшить инвестиционный климат и снизить доверие к российской юрисдикции.

Вместе с тем, у этих изменений есть и положительные стороны. Во-первых, они позволяют государству более эффективно контролировать исполнение инвестиционных проектов и защищать публичные интересы. Во-вторых, исключение арбитража снижает риск вынесения решений, противоречащих национальным интересам государства. Кроме того, это способствует большей прозрачности и предсказуемости судебных процедур за счёт единых процессуальных норм для всех участников. Наконец, такой подход может укрепить доверие к государственным судам и способствовать развитию институциональных механизмов разрешения споров внутри страны.

На этом фоне особенно актуальным выглядит стремление законодателя развивать институт медиации. В условиях, когда арбитраж исключён из сферы СЗПК, медиация позволяет снизить нагрузку на государственные суды и сохранить деловые отношения, предлагая более гибкий и менее формальный механизм урегулирования конфликтов. Таким образом, развитие медиации компенсирует ограничения арбитража и обеспечивает эффективный инструмент разрешения споров в рамках государственной судебной системы.


С 1 января 2026 года можно будет получать в налоговой сведения по финансово-хозяйственной деятельности контрагентов.

23 июля 2025 года Президентом РФ подписан Федеральный закон О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» согласно которому ФНС сможет предоставлять выписки по финансово-хозяйственной деятельности компаний третьим лицам по их запросу».

Указанный анализ финансово-хозяйственной деятельности компаний осуществляется налоговыми органами с марта 2023 года, однако, только с 01 января 2026 года, согласно новому закону, любое лицо сможет по запросу в налоговый орган получить соответствующую выписку, что позволит компаниям бесплатно и официально проверять добросовестность своих контрагентов. Перед направлением указанной выписки контрагенту налоговая предварительно будет направлять сведения самой анализируемой компании. В случае несогласия с оценкой возможно будет направить заявление о корректировке. 

В настоящее время можно сформировать соответствующие отчеты о финансово-хозяйственной деятельности контрагентов через СПАРК и «Контур.Фокус», однако они не являются официальными документами, исходящими от налогового органа. Кроме того, сами системы являются платными. Новый порядок получения соответствующих выписок позволит компаниям получить дополнительный аргумент с спорах с налоговыми органами относительно проверки благонадежности контрагента и проявления должной осмотрительности. Основным же риском данной системы предоставления сведений может стать возникновение у налоговых органов дополнительного механизма давления на бизнес, так как выписки формируются вне рамок официальной проверки, а значит показатели налоговой в отношении компании могут расходится с реальной картиной. Закон предполагает возможность компании оспорить сведения налогового органа, однако как на практике данная процедура будет работать пока предсказать сложно. Информация о неблагонадежности компании и плохие показатели, указанные в обозначенной выписке, могут привести к снижению кредитного рейтинга компании, ограничению возможностей работы с контрагентами и банками, невозможности участия в госзакупках и т.п.


Обновленный общероссийский классификатор профессий и должностей заработает с 1 января 2026 года

01.01.2026 вступит в силу новый Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-2025. Он заменит прежний, уже устаревший, справочник ОК 016-94, утв. Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 N 367.

Структура справочника не изменится: в нем два раздела — «Профессии рабочих» и «Должности служащих». Но есть и новшества:

Новая система кодировки.

Названия должностей изменили, дополнили, привели в соответствие с профессиональными стандартами.

Исключили дублирующие и неактуальные наименования.

Основная цель нововведений — модернизировать систему кадрового учета, чтобы она отвечала требованиям сегодняшнего времени в условиях цифровизации и автоматизации.


Подъем и перемещение тяжестей несовершеннолетними работниками: новые нормы.

Действующие нормы переноски и передвижения тяжестей установлены постановлением Минтруда от 07.04.99 № 7. Однако с 1 сентября 2025 года этот документ утратит силу (постановление правительства РФ от 31.12.20 № 2467). Поэтому Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.06.2025  № 369н были утверждены предельные нормы по подъему тяжестей на новый срок — с 1 марта 2026 года до 1 марта 2032 года будут действовать следующие ограничения:

- Для юношей 14 и 15 лет: постоянно в течение рабочей смены — не более 3 кг, вручную поднимать и перемещать груз.

- Для юношей 16 и 17 лет: в течение рабочей смены — не более 4 кг, девушки того же возраста — до 3 кг.

- Для девушек: для юношей 14 и 15 лет — 2 кг, для юношей 16 и 17 лет — 3 кг.

Ограничения установлены с учетом массы тары и упаковки.


Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (не внесен в ГД ФС РФ)

Госдума в третьем чтении рассматривает законопроект № 974239-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". 

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений одобрила законопроект о значительном повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России.

Детали решения:

Заседание комиссии, на котором обсуждался этот вопрос, прошло под председательством заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой в пятницу, 25 июля 2025 года.

Ключевым моментом стало одобрение проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона 'О минимальном размере оплаты труда'".

Новые цифры МРОТ:

Согласно одобренному законопроекту, с 1 января 2026 года МРОТ будет увеличен на 20,7% и составит 27 093 рубля. Сейчас этот показатель находится на уровне 22 440 рублей.

Кого затронет повышение?

По оценкам, принятие этого закона приведет к увеличению заработной платы примерно у 4,6 миллиона работников.

Это решение обосновано необходимостью повышения уровня жизни граждан в условиях инфляции и снижения реальных доходов населения.