Новости

Изменения в Российском законодательстве

27 апреля 2022
Дополнительные меры налоговой поддержки.

26.03.2022

1. Пени для организаций.
В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года пени для организаций нужно рассчитывать исходя из 1/300 ставки рефинансирования. Нормы о повышенных ставках не применяются.
2. Контролируемые сделки.
С 60 млн до 120 млн руб. повышен порог доходов для признания сделок контролируемыми. По новым правилам не считаются контролируемыми сделки, хотя бы одна из сторон которых применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль, если доходы и расходы по ним признают в 2022 - 2024 годах. При этом дата заключения договора значения не имеет.
3. НДС.
С 01 июля 2022 года устанавливаются два основных новшества в отношении НДС. Для услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения устанавливается нулевая ставка. Она подлежит применению по 30 июня 2027 года включительно. При этом налогоплательщик может пользоваться нулевой ставкой до истечения 20 последовательных кварталов, следующих за налоговым периодом введения объекта туристской индустрии в эксплуатацию. Чтобы подтвердить право на ставку, организации и ИП должны подавать в инспекцию отчет о доходах от оказания этих услуг, а также подтверждение ввода объекта в эксплуатацию.
Кроме того, нулевую ставку можно будет применять к аренде (пользованию) объектов туристической индустрии, которые ввели в эксплуатацию после 1 января 2022 года (в том числе после реконструкции) и которые есть в реестре правительства. Нулевая ставка действует 20 последовательных кварталов, следующих за вводом в эксплуатацию. Налогоплательщики должны представить документальное подтверждение ввода объекта в эксплуатацию и договор об аренде или о пользовании либо его копию.
В обоих случаях моментом определения налоговой базы считают последнее число каждого квартала.
Кроме того, на 2022 и 2023 годы предусмотрена дополнительная возможность применить заявительный порядок возмещения НДС. Чтобы воспользоваться правом, налогоплательщик на момент подачи заявления должен не находиться в процессе реорганизации или ликвидации и в отношении него не должно быть возбуждено дело о банкротстве. В этом случае по общему правилу возместить в заявительном порядке без банковской гарантии можно налог в сумме, которая не превышает совокупно налоги и взносы за предшествующий календарный год. Налоги в связи с перемещением товаров через границу в расчете не учитывают. Если НДС к возмещению больше, то на превышение нужна банковская гарантия или поручительство.
4. Контролируемая задолженность
По общему правилу действие специальных интервалов значений процентных ставок по контролируемой задолженности, которые устанавливались на 2020 и 2021 годы, продлено до конца 2023 года.
Кроме того, на 2022 и 2023 годы предусмотрены особые правила расчета предельной величины процентов, которые можно учесть в расходах, по контролируемой задолженности, возникшей до 1 марта текущего года:
• величину задолженности в иностранной валюте следует определять по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату отчетного или налогового периода. При этом он не должен превышать значение на 1 февраля 2022 года;
• на последнее число периода собственный капитал рассчитывается без учета курсовых разниц, которые могут возникнуть из-за разницы курса по сравнению с показателем на 1 февраля 2022 года.
5. Курсовые разницы.
Для положительных и отрицательных курсовых разниц по обязательствам и требованиям в иностранной валюте установлен особый порядок: их нужно признавать в доходах и расходах на дату прекращения или исполнения требования либо обязательства. Это касается положительных курсовых разниц, которые возникли в 2022 – 2024 годах, и отрицательных, возникших в 2023 – 2024 годах.
Правило для положительных разниц распространяется на правоотношения с 1 января 2022 года. Для отрицательных оно вступит в силу только 1 января 2023 года.
6. Авансовые платежи.
Организации, которые в 2022 году платят ежемесячные авансовые платежи, могут до окончания года перейти на авансы исходя из фактической прибыли (п. 15 ст. 2 закона). Сделать это можно начиная с отчетного периода 3 месяца, 4 месяца и т.д. Авансы, перечисленные ранее, будут засчитаны.
Изменение расчета авансов необходимо отразить в учетной политике. Кроме того, нужно уведомить о нем налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, последнего в отчетном периоде, с которого организация переходит на другой порядок уплаты авансов. Если юридическое лицо решит перейти на платежи исходя из фактической прибыли начиная с периода в 3 месяца, сообщить в инспекцию нужно не позднее 15 апреля.
7. Налог на имущество организаций.
Если организация платит налог на имущество по кадастровой стоимости, в 2023 году для расчета нужно использовать показатели, которые применяют с 1 января 2022 года. Правило станут применять, если кадастровая стоимость на 1 января 2023 года превышает показатель 2022 года. Исключение - стоимость объекта увеличилась из-за изменения его характеристик.
8. Земельный налог.
Налог за 2023 год будет рассчитываться по кадастровой стоимости на 1 января 2022 года, если на 1 января 2023 года она станет больше. Исключение - стоимость участка увеличилась из-за изменения его характеристик.

Источник: Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ



Участникам ВЭД разъяснили порядок применения антикризисных указов Президента.

Дата 04.04.2022

Банк России рассмотрел вопросы исполнения указов Президента РФ N 79 и 95 от 2022 года. Отметим важные разъяснения:
1. Продавать часть валютной выручки нужно по всем внешнеторговым договорам, по которым нерезидентам передают товары, выполняют для них работы, оказывают им услуги и т.д. Постановка контракта на учет не имеет значения. Правило касается всех иностранных валют;
2. Можно выбрать любой законный способ обязательной продажи: уполномоченному банку (УБ), где обслуживается участник внешнеэкономической деятельности, другому УБ или покупателю на организованных торгах;
3. Уполномоченные банки должны следить, соблюдают ли резиденты требование продавать часть валютной выручки. Банкам следует передавать сведения о нарушениях органам валютного контроля;

Источник: Официальное разъяснение Банка России от 04.04.2022 N 3-ОР



Внешнее управление для компаний, уходящих с российского рынка.

Дата 12.04.2022

В целях защиты национальных интересов РФ предлагается установить механизм назначения внешней администрации по управлению иностранными организациями. Так, в соответствии с разработанным законопроектом, ее планируется назначать на 18 месяцев по решению Арбитражного суда г. Москвы в отношении организаций, имеющих существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ в целом или в отдельном субъекте страны, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25% акций (долей).
Проектом предусмотрены следующие критерии, свидетельствующие о существенном значении организации для российской экономики:
1. Организация осуществляет производство или реализацию товаров, которые относятся к социально значимым продовольственным и иным товарам первой необходимости или в отношении которых российским законодательством предусмотрена возможность государственного регулирования цен;
2. Организация осуществляет производство или реализацию товаров в условиях естественной монополии или ее положение может быть признано доминирующим на товарном рынке в соответствии с антимонопольным законодательством РФ;
3. Организация является единственным производителем определенных видов продукции, в том числе лекарственных препаратов или медицинских изделий, либо единственным поставщиком продукции, не имеющей российских аналогов, включенных в реестр единственных поставщиков в соответствии с российским законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4. Численность работников организации составляет не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта;
5. Прекращение деятельности организации или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные или экологические катастрофы либо гибель людей, прекращение эксплуатации объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, объектов энергетики, промышленности или связи, а также иных социально значимых объектов;
6. Прекращение деятельности организации или ее структурных подразделений может привести к дестабилизации, необоснованному увеличению розничных цен на товары, производимые данной организацией или иными организациями, для потребителей в России;
7. Организация участвует в цепочке значимых производств и прекращение ее деятельности или ее структурных подразделений может привести к прекращению деятельности иных организаций.

Согласно проекту, внешняя администрация может быть назначена в случае прекращения или приостановления деятельности организации, фактического прекращения управления деятельностью организации в нарушение требований российского законодательства – в частности, если руководство компании после 24 февраля 2022 года покинуло территорию России, уклонившись от осуществления своих полномочий, и оставило ее без управления. Также основанием для назначения внешней администрации является совершение руководством организации действий, которые могут привести к необоснованному прекращению ее деятельности, ликвидации или банкротству.

В соответствии с представленным законопроектом, суд будет отказывать в назначении внешней администрации при наличии ходатайства, поданного руководителем общества или его акционерами (участниками), владеющими более 50% акций (долей), о принятии ими обязательств о возобновлении или продолжении деятельности общества, отчуждении акций (долей) общества в трехмесячный срок или о передаче их в данный срок в доверительное управление. При этом организация, которая будет указана в заявлении для назначения в качестве внешней администрации, сможет контролировать и запрашивать документы об устранении обстоятельств, послуживших основанием для подачи указанного заявления.

В качестве внешней администрации судом сможет быть назначена государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" или иная организация, предложенная Межведомственной комиссией и согласованная с главой региона, в котором зарегистрирована или на территории которого организация осуществляет деятельность. Отмечается, что внешняя администрация обязана действовать добросовестно и разумно в интересах организации, ее кредиторов, работников и общества. В рамках осуществления своих полномочий внешняя администрация сможет в том числе распоряжаться имуществом организации, а также принимать меры по обеспечению возобновления или продолжения ее деятельности, сохранности рабочих мест и т.д.

Проектом предусмотрено, что в отношении организации можно будет проводить замещение активов путем реорганизации в форме выделения. В таком случае создаваемому обществу передается имущество и имущественные права реорганизуемой организации и ее обязательства – кроме обязательств перед аффилированными лицами. Величина уставного капитала создаваемого общества будет равна ликвидационной стоимости переданного ему имущества и имущественных прав. Акции (доли) созданного общества смогут быть проданы на торгах по правилам Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом ряда особенностей. Так, например, организацию, выполняющую функции внешней администрации, планируется наделить преимущественном правом приобретения по цене, предложенной победителем торгов. При отсутствии покупателя акции (доли) будут приобретаться Российской Федерацией по минимально цене. Покупателю акций (долей) созданного хозяйственного общества, в свою очередь, предписывается обеспечивать сохранение 2/3 рабочих мест и продолжение деятельности реорганизованного общества в течение года. При невыполнении данного условия договор купли-продажи акций (долей) подлежит расторжению в судебном порядке.

Источник: Законопроект № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией»



Обеспечительный платеж: правила для учета при расчете налога на прибыль включены в НК РФ

Дата 16.04.2022

Федеральный закон от 16.04.2022 № 96-ФЗ закрепил в НК РФ правила учета обеспечительного платежа при расчете налога на прибыль. Согласно поправкам в статьи 251 и 270 НК РФ с 1 января 2023 года обеспечительный платеж не учитывается ни в доходах, ни в расходах по налогу на прибыль.

Минфин России разъяснял также, что суммы обеспечительного платежа не влияют на величину налогооблагаемой прибыли.

С НДФЛ ситуация следующая: НК РФ не определяет дату возникновения дохода для целей НДФЛ при получении обеспечительного платежа. По мнению Минфина России, поступивший по договору аренды обеспечительный платеж не приводит к возникновению экономической выгоды у получателя-физлица (п. 1 ст. 41 НК РФ). Поэтому организации удерживать НДФЛ при внесении обеспечительного платежа не нужно. Доход возникает на дату зачета обеспечительного платежа в счет исполнения обязательства.

С 01.01.2023 будет определена дата дохода для целей НДФЛ в случае получения обеспечительного платежа, это дата его зачета в счет исполнения обеспеченного им обязательства и (или) прекращения обеспеченного им обязательства (п. 2 ст. 1 Закона № 96-ФЗ).

Источник: Федеральный закон от 16.04.2022 № 96-ФЗ



Правительство упростило процедуру предоставления земельных участков гражданам и предприятиям

Дата 09.04.2022

Предприниматели, налаживающие производство импортозамещающей продукции, смогут получить государственные или муниципальные земельные участки в аренду без проведения торгов.
Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Новый порядок также коснется садоводов, огородников и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Ранее предоставленные им в аренду государственные или муниципальные земельные участки могут быть выкуплены гражданами без проведения аукциона.
Сделка состоится при условии, что органы земельного надзора не выявили никаких нарушений в обращении с землей. Это существенно упростит жизнь граждан, которые имели участки, находящиеся на государственных или муниципальных землях.
Кроме того, государство сможет равноценно обменивать государственные или муниципальные земельные участки на частную землю, если она потребуется для строительства социально-культурных и коммунально-бытовых объектов. Эта норма также будет применяться при реализации масштабных инвестиционных проектов.

Источник: Постановление от 9 апреля 2022 г. № 629



Ускоренный порядок возмещения НДС: новые разъяснения и форма заявления.

Дата 01.04.2022

ФНС разъяснила, как рассчитать сумму налогов и взносов за год, предшествующий подаче заявления о возмещении. Напомним, она нужна, чтобы определить ограничение суммы, которую можно возместить по новому основанию.
Надо учитывать:
1. Страховые взносы, налог на прибыль, НДС, налог на имущество, транспортный и земельный налоги, акцизы, налог при УСН, налог на игорный бизнес, НДПИ, водный налог, ЕСХН, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДФЛ (с доходов ИП, нотариусов и т.д.). Берутся только суммы, которые списаны со счета плательщика в календарном году, предшествующем году подачи заявления (дата из поля "71" платежного поручения), и зачислены на нужные казначейские счета. В расчет берутся также излишне уплаченные и излишне взысканные суммы;
2. НДС и акцизы, по которым принято решение о возмещении и которые затем зачтены в счет уплаты налогов и взносов (если решение о зачете принято в календарном году, который предшествует году подачи заявления);
3. Налог на прибыль, который заплатил участник консолидированной группы налогоплательщиков.
В расчет не берутся подлежащие возмещению НДС и акцизы, по которым принято решение о возврате. Полученную сумму необходимо уменьшить на излишне уплаченные или взысканные налоги и взносы, по которым в календарном году, который предшествует году подачи заявления, принято решение о возврате.
В расчет включаются данные по обособленным подразделениям.
Кроме того, в письме ФНС есть рекомендуемая форма заявления.

Источник: Письмо ФНС России от 01.04.2022 N ЕА-4-15/3971@
© 2024 Юридическая фирма BBNP