Блог

Риски работников и работодателей при переводе работников на удаленку. Указ Мэра Москвы № 97-УМ от 06.10.2020

09 октября 2020


В последнее время в обществе в целом и в юридическом сообществе, в частности, довольно много разговоров о второй волне пандемии коронавируса и о мерах, которые принимают органы власти, чтобы не допустить серьезного коллапса как социально-экономического, так и медицинского. В этой связи крайне интересны те новые правила поведения, которые принимает практически каждую неделю органы государственной власти Москвы. Вот и последний принятый акт Мэра Москвы вызывает несколько вопросов во взаимосвязи с нормами трудового права и законодательством об обработке персональных данных, а также порождает риски для работников и в особенности для работодателей.

Трудовой Кодекс РФ, далее ТК РФ, позволяет работодателю как собирать, так и обрабатывать персональные данные работника, в том числе в целях исполнения федеральных законов и иных нормативных правовых актов (п. 1 ст. 86 ТК РФ). В данном случае работодателей Указом Мэра Москвы обязали передать третьим лицам персональные данные в виде номеров мобильных телефонов. Хотя и в юридической среде неоднозначно относятся к отождествлению номеров мобильных телефонов с персональными данными. Все же для целей текущего размышления приравняем эти понятия.

Изначально ТК РФ указывает на необходимость получения письменного согласия работника на передачу его данных третьим лицам, а работник, в свою очередь, имеет право обжаловать в суд любые неправомерные действия работодателя при обработке и защите его персональных данных (ст. 89 ТК РФ), что уже создает потенциальную возможность судебных споров, которые могут быть инициированы со стороны работников. Однако настоящий случай может и должен рассматриваться комплексно. Трудовое законодательство позволяет не получать письменное согласие работника при передаче данных в целях исполнения нормативных актов. И здесь необходимо учитывать, что работодатель связан правилами, установленными и КоАП РФ (Кодекс об Административных Правонарушениях), и Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", которые обязывают всех подчиняться требованиям актов, которые принимает высший исполнительный орган субъекта, которым в Москве и является мэр города.

Таким образом, есть риски со стороны работников. Однако, как было сказано выше, все сводится к доказыванию юридической силы изданных нормативных актов, а именно Указов Мэра. Если вопрос дойдет до Верховного Суда РФ, то существует вероятность признания Указа в данной части не соответствующим закону.

Правительство Москвы уже заявило о том, что переданная информация будет использована исключительно для оценки пассажиропотока. Однако всегда надо понимать о том, что любое разъяснение или рекомендация не имеет юридической силы, пока она не обличена в надлежащую юридическую форму. Именно поэтому очень сложно оценивать истинный интерес государственных органов Москвы при сборе таких данных. В любом случае мы должны понимать, что в отношении передаваемых данных действует презумпция достоверности, а при их передаче компании проявляют себя наиболее добросовестным образом, поэтому и подвергать проверки собранные данные нет необходимости. Но в случае выявления подложности данных, работодатель рискует быть оштрафованным по той же норме, которая и обязывает его передать персональные данные своих сотрудников, - ст. 20.6.1. КоАП РФ (Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) с возложением на него штрафа в размере до 300 000 руб.

Все очень просто: передача недостоверных сведений будет расценена как непередача сведений.

В отношении ситуаций, при которых передача данных может представлять из себя проблему либо же нет возможности перевести такое количество работников на дистанционный формат работы, госорганы Москвы уже также успели дать рекомендации и установить правила. Сам же Указ Мэра Москвы № 97-УМ от 06 октября 2020 обозначает, что под перевод не подпадают работники предприятия, которые в силу их функциональный значимости для работоспособности компании не могут быть переведены и осуществлять свою трудовую функцию дистанционно. При этом Правительство Москвы дало разъяснения в связи с опубликованием этого Указа, которые размещены на официальном сайте Правительства Москвы, в которых определено, что если в компании работает один работник, то переводить его на удаленную работу нет необходимости, а работодатели в целом могут переводить сотрудников посменно: на этой неделе одни сотрудники, а на следующей другие. Однако здесь мы все еще помним, что данные разъяснения носят исключительно публичный характер, но не юридический, пока не включены в содержание соответствующих актов. Но даже с учетом таких разъяснений и положений нельзя исключать вероятность расценки правоприменителями таких работников не как категорически важных для компании и применения соответствующих санкций.

Перевод работников на дистанционный формат работы в каком бы то ни было количестве, или объявление рабочих дней нерабочими в ненадлежащем порядке субъектом, не уполномоченным на такие действия, вызывают обоснованные сомнения в правомерности, поскольку не предусмотрены действующим трудовым законодательством.
Формат выполнения своей трудовой функции составляет право выбора работника и работодателя. ТК РФ предусматривает возможность дистанционной работы (глава 49.1), однако и условия ее исполнения должны быть предусмотрены в трудовом договоре.
Обязать работодателя императивно избирать работникам форму выполнения работы, не учитывая мнение самого работника, с нашей точки зрения, может рассматриваться как противоречие принципам трудового права нашей правовой системы, касающихся социального партнерства и диспозитивных основ взаимодействия сторон трудовых отношений, и конституционным нормам, особенно свободе труда в первую очередь. Буквально в течение следующих пары дней после издания соответствующего указа стало известно, что группа депутатов Мосгордумы попросили контрольно-надзорное ведомство проверить законность обозначенного Указа Мэра. Что говорит о том, что сомнения в правомерности таких мер возникают повсеместно.

В текущих условиях невыполнение требований таких подзаконных актов может привести к тяжелым последствиям для бизнеса, вплоть до административного приостановления деятельности и довольно больших штрафов как для юридических лиц, так и для их должностных лиц. Но и при возникновении спорных ситуаций не стоит рассчитывать на благосклонность госорганов: поскольку бюджетный дефицит станет причиной взыскания всевозможных штрафных санкций в доход соответствующего бюджета.
А мы, в свою очередь, продолжаем следить за развитием как второй волны коронавируса, так и тех действий, которые предпринимают власти в правовом поле в связи с ситуацией.
© 2022 Юридическая фирма BBNP