В июле 2024 года Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, которые в разы увеличили размеры государственных пошлин за обращение в суды.
Депутаты Госдумы от фракции КПРФ подготовили запрос в Конституционный суд РФ о проверке соответствия Конституции новых размеров госпошлин, действующих с 9 сентября 2024 года. 13 февраля 2025 года КС РФ принял запрос к рассмотрению.
Депутаты считают, что повышение госпошлин нарушает статьи 45 и 46 Конституции РФ, которые гарантируют каждому гражданину право на судебную защиту. Право на доступ к правосудию не должно зависеть от имущественного положения человека. Прожиточный минимум сейчас составляет чуть больше 19 тыс. р., а медианная зарплата на 2023 год около 46 тыс. р. Таким образом на уплату пошлины гражданину придется потратить 10% от дохода, что слишком обременительно для большинства граждан.
По мнению юристов BBNP вопрос конституционности увеличения данных пошлин является открытым и актуальным. Крупные затраты на судебную защиту своих прав могут стать барьером для обращения к государственной судебной системе и подтолкнуть граждан и организации к поискам альтернативных и не всегда законных способов решения конфликтов.
Увеличение пошлин в настоящее время усилило возможности манипулирования со стороны государственных органов, так как за обжалование их действий и решений для юридических лиц размер пошлины составляет 50.000 рублей.
Кирилл Щербаков, партнер и руководитель корпоративной практики BBNP рассказал, что столкнулся с ситуацией, когда на основании одного акта проверки таможенного органа было вынесено 180 решений, нарушающих права декларанта.
«Обжалование решений требует оплаты государственной пошлины в размере 9 миллионов рублей фактически за рассмотрение государственным судом вопроса противоправности действий государственного же органа. При том, что размер пошлины не привязан к проценту от общей суммы требований и превышает треть от всей суммы имущественных требований истца вопрос разумности и справедливости данной пошлины вызывает серьезные сомнения. Подобное искусственное разделение решений государственных органов на множество отдельных актов направлено в первую очередь на умышленное воспрепятствование гражданам и компаниям реализации своих прав на судебную защиту. Механизмов, которые позволили бы в данном случае сократить общий размер пошлины или гарантировано получить отсрочку или рассрочку ее уплаты, нет, и решение остается исключительно на усмотрение суда.»
Существующие механизмы по уменьшению размера, отсрочки, рассрочки либо освобождения от уплаты госпошлины работают слабо.
По данным Судебного департамента при Верховном суде за 2023 год арбитражные суды первой инстанции снижали размер госпошлины только в одном случае из 5 тысяч, апелляция - в одном из 25,6 тысячи, а кассация - в одном из 47,6 тысячи.
Парламентарии также отмечают, что закон об увеличении госпошлин был принят с нарушением существующей процедуры: в изначальном тексте законопроекта и в первом чтении не было упоминаний о повышении пошлин, при этом ко второму чтению указанные нормы в законопроекте появились.
Дата, когда Конституционный суд будет рассматривать запрос, пока неизвестна.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur.
Block quote
Ordered list
Unordered list
Bold text
Emphasis
Superscript
Subscript