17 июля 2025 года в рамках заседания Комитета по правовым вопросам при Российско-Германской внешнеторговой палате состоялось обсуждение ключевых юридических вызовов для бизнеса в текущих внешнеэкономических условиях.
С докладом о правовых аспектах возвращения иностранных компаний в Россию выступил партнёр и руководитель корпоративной практики BBNP Кирилл Щербаков.
Экспертное выступление было посвящено проекту федерального закона «О мерах воздействия на организации недружественных иностранных государств, которые после 22 февраля 2022 года прекратили (сократили) предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации», а также изменениям в Федеральный закон «О технологической политике в Российской Федерации».
В пояснительной записке к законопроекту подчёркивается, что возможное возвращение иностранных компаний может повлиять на устойчивость внутреннего рынка, в том числе — в приоритетных отраслях технологического развития. Это обусловлено масштабными инвестициями российских предприятий с 2022 года, нередко осуществлявшимися на условиях высокой долговой нагрузки.
Цель законопроекта — защита технологического и социально-экономического суверенитета Российской Федерации, в том числе посредством создания перечня организаций, прекративших деятельность в РФ, и применения к ним мер воздействия финансово-технологического характера.
К числу предлагаемых мер отнесены:
Проект предусматривает внесение в Федеральный закон от 28.12.2024 № 523-ФЗ новой главы 8.1, регламентирующей порядок создания и функционирования Фонда технологического суверенитета, а также механизм распределения средств в адрес российских разработчиков.
Предполагается, что Перечень организаций будет утверждаться Правительством РФ на основании поручения Президента РФ от 18.04.2025 № Пр-835. Порядок введения мер воздействия сопоставим с действующими контрсанкционными механизмами, установленными, в частности, Федеральными законами № 281-ФЗ от 30.12.2006 и № 127-ФЗ от 04.06.2018.
В завершении доклада Кирилл Щербаков отметил, что возвращение иностранных участников возможно исключительно на сбалансированных правовых основаниях — с учётом интересов государства, российских инвесторов и самих компаний. Среди потенциальных критериев — соблюдение обязательств, прав работников, а также наличие производственно-управленочной инфраструктуры в России.
К докладу прилагается презентация с ключевыми положениями и правовым анализом.