Ликвидация ООО в соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса РФ - это прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. По результату ликвидации выдается выписка из уполномоченного ФНС РФ о государственной регистрации ликвидации юридического лица. Процесс этот не быстрый и влечет соблюдение ряда требований закона об Обществах с ограниченной ответственностью и Приказов ФНС России.
Юридическое лицо может быть ликвидировано его участниками добровольно или по решению суда в случаях, указанных в статье 61 ГК РФ. Добровольный процесс ликвидации выглядит следующим образом.
Какие действия требуется совершить для ликвидации ООО.
Проводится собрание участников ООО или Решение единственного учредителя, если организация открыта единолично.
В протоколе собрания или решении учредителя необходимо указать, что:
В течение трёх рабочих дней после принятия решения о ликвидации, необходимо подать в регистрирующую налоговую:
Через 5 рабочих дней после подачи налоговая выдаст лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процедуре ликвидации.
Уведомлять ПФР и ФСС о ликвидации больше не нужно, налоговики сделают это самостоятельно.
Понадобится сообщить в журнале «Вестник государственной регистрации» о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев. За это время все, кому должна организация, могут потребовать возврата долга.
В течение трёх рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации внесите сведения в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс). Для этого понадобится зайти на портал с электронной подписью, а также выставить и оплатить счёт за размещение сведений. Другой способ — через нотариуса с использованием его электронной подписи.
Направить письменные уведомления о ликвидации контрагентам, перед которыми у общества есть долги. Срок не установлен, но рекомендуется сделать это сразу после публикации в СМИ. Лучше всего направить письмо почтой — с объявленной ценностью и описью вложений.
Предупредить всех сотрудников о предстоящем увольнении необходимо не позднее, чем за 2 месяца. Для этого требуется составить письменное уведомление и ознакомить с ним работников под роспись. Основание увольнения — по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ.
Подать письменное уведомление в службу занятости населения следует не позднее, чем за 2 месяца. А если увольнение массовое — за 3 месяца. Обычно увольнение считается массовым, если у вас более 15 сотрудников, но некоторые регионы могут устанавливать свои правила. На это ответит местная служба занятости. В уведомлении указываются сведения по каждому работнику: должность, профессия, специальность, квалификационные требования к ним и условия оплаты труда.
Минимум через два месяца после публикации сообщения о ликвидации в СМИ подготавливается промежуточный ликвидационный баланс.
Специальных требований нет, но на практике его составляют по тем же правилам, что и обычный бухгалтерский баланс, и добавляют сведения:
Промежуточный баланс утверждается на собрании учредителей или решением единственного участника.
Ликвидационный баланс подается в налоговую вместе с уведомлением № Р15016. К документам прикладываются подтверждение публикации в «Вестнике государственной регистрации» и протокол собрания учредителей или решение единственного участника ООО об утверждении бухгалтерского баланса. По закону они не нужны, но на практике налоговая может их затребовать.
Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество организации на торгах. А если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно потребуется открывать процедуру банкротства.
После расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, составляется и утверждается ликвидационный баланс. Он также составляется по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждается на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.
В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, в фонды сдаются отчёты по уволенным сотрудникам.
Снять кассу с учёта в налоговой можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Срок подачи заявления законодательно не ограничен.
После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подаются документы в налоговую на закрытие:
На 6-й рабочий день после подачи документов заявитель лично или через представителя по доверенности может получить документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица:
В случае отказа в государственной регистрации организация получает документ, в котором изложена причина отказа.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Прежде чем начинать процесс ликвидации мы рекомендуем заранее согласовать с юристами, которые будут проводить ликвидацию, возможные проблемные ситуации. Например, наличие налоговой, кредиторской, дебиторской задолженностей. Возможные претензии кредиторов, закрытие договоров с контрагентами, реализацию имущества (при наличии) и риски, связанные с увольнением сотрудников.
Согласованный план действий поможет ликвидатору провести процедуры оперативно, без задержек, связанных с судебными спорами, разбирательствами с налоговой и кредиторами.
Мы успешно ликвидировали десятки Обществ и с удовольствием поможем вам хорошо подготовиться к процессу и сопроводим ликвидацию без рисков для бывшего собственника и руководителя.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу