This is some text inside of a div block.
26.6.2023

Экспорт российского товара за границу в дружественную страну. Два основных фактора, которые необходимо соблюсти, чтобы избежать штрафов и пеней.

Алексей Чичиренков
Старший юрист BBNP
Корпоративная практика, Коммерческая практика, Арбитраж, Рекомендован в области Арбитражных споров
No items found.

С 2022 году многими западными странами вводятся беспрецедентные по объему пакеты экономических санкций в отношении России. Такие санкции нацелены на ослабление Российской экономики в целом, однако, вводимые ограничения негативно отражаются не только на российских компаниях, но и на созданных в России дочерних компаниях, принадлежащих лицам из Европейских стран. Так, многие импортеры европейской продукции столкнулись с невозможностью импорта товара в Россию, в связи с чем оказались в затруднительном экономическом положении. Не редко, руководству таких дочерних компаний, приходится принимать решения о ликвидации либо заморозке деятельности, однако перед этим необходимо в срочном порядке распродать весь оставшийся на складах товар, чтобы не нести дополнительные расходы на его содержание.
Одним из способов такой реализации остатков товара на складах является его экспорт за рубеж в дружественную страну, в том числе аффилированным и контролируемым компаниям, расположенным в других странах. Основным беспокоящим вопросам здесь является минимизация налоговых рисков при экспорте товара за рубеж.

Главным фактором, который необходимо учитывать при снижении возможных налоговых рисков это формирование цены реализации товара и ст. 40 Налогового кодекса РФ помогает разобраться в этом вопросе. Так, закон устанавливает перечень случаев, когда налоговые органы вправе проверять ценообразование по сделкам:
1) совершение сделки между взаимозависимыми лицами;
2) совершение сделки по товарообменным (бартерным) операциям;
3) совершение внешнеторговых сделок;
4) совершение сделки с отклонением цены товара более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от рыночного уровня цен.
Из этого следует, что данные типы сделок отнесены законодателем к группе особого риска, так как обладают благоприятными условиями для сокрытия реальных доходов налогоплательщика. Так, налоговые органы вправе проявлять интерес к таким типам сделок и досконально проверять их с целью выявления недоплаты налогов. Таким образом, любые типы совершаемых сделок должны обладать экономической обоснованностью.
В свою очередь, экономическая обоснованность может быть обусловлена, например, предоставлением разумной скидки в зависимости от объема экспорта, экономией расходов на содержание склада в будущем, экономией на фонде оплаты труда, если сокращение объемов продаж повлечет сокращение персонала. То есть, такие расходы, которых компания избежит, реализовав весь свой товар по заниженной цене, а не растягивая продажи этого количества товара на весь следующий год.
Стоит подробнее остановиться на сделках с отклонением цены товаров более чем на 20%, так как в рамках проверки по любому из перечисленных оснований налоговые органы также вправе производить расчеты соответствия цены сделки рыночным значениям.
На основании п.п. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ при проведении проверок налоговыми органами учитывается величина отклонения цен от рыночных значений. В частности, когда цены товаров отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога. Доначисление рассчитывается таким образом, как если бы сделка состоялась по рыночной цене на соответствующие товары. Помимо доначисления налога, налоговые органы вправе взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и начислить пени.
При этом, для налоговых органов не имеет значения являются ли лица взаимозависимыми, является ли такая сделка внешнеторговой или внутренней, является ли место нахождение покупателя за пределами России и т.п. Особым триггером для налоговых органов может стать отражение убытка в отчетности, так как такой факт освобождает от обязанности уплаты налога на прибыль, что влечет недополучение денежных средств в бюджет.
Данные выводы подтверждаются и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.2019 N Ф04-26290/2015 по делу N А27-9477/2014). Так, налоговые органы проводя проверку даже на основании совершения контрагентами внешнеторговой сделки, все равно производят расчеты соответствия цены произведения сделки двадцатипроцентному порогу отклонения от рыночной цены идентичных (однородных) товаров и услуг.
Таким образом, не зависимо от того, является ли сделка внешнеторговой, являются ли контрагенты взаимозависимыми, является ли место нахождения покупателя за пределами России – стоимость товара должна быть всегда обоснованной и не должна отклоняться от рыночных цен более чем на 20 %.

Другим не менее важным фактором, который влияет на внимание и тщательность проведения проверочных мероприятий налоговой службой, является критерий отнесения проводимой Компанией сделки к понятию контролируемой сделки. Перед проведением сделки необходимо проверить не подпадает ли она под такой критерий.
Контролируемые сделки являются предметом повышенного интереса налоговых органов, так как также могут находиться в таких условиях, которые наиболее способствует потенциальному сокрытию реальных доходов налогоплательщика, что влечет соответствующий ущерб бюджету. В связи с этим, проверки по таким сделкам производятся с особой тщательностью. Кроме того, согласно ст. 105.14 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, в противном случае законом предусмотрен высокий штраф.
По смыслу п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, с учетом множества их различные вариаций, перечисленных в статье. Из их общих черт можно выделить следующее: крупная сумма сделки (от 120 млн руб.., в ряде случаев от 1 млрд руб.), хотя бы одна из сторон использует специальные льготные виды налогообложения, сделки со специальными видами товаров (нефть, цветные металлы и т.д.), одна из сторон сделки является резидентом страны, которая входит в специальный перечень в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ и др.
Взаимозависимыми лицами по смыслу п. 3 ст. 105.1 НК РФ являются такие лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и результаты сделок, совершаемых этими лицами, а также экономические результаты деятельности. Кроме того, взаимозависимыми могут признаваться лица имеющие одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвующее в этих организациях, и доля такого участия в каждой организации такого лица составляет более 25 %.
Стоит учитывать, что, не смотря на установленные ст. 105.14 НК РФ критерии контролируемой сделки, согласно письму ФНС 17 августа 2017 г. N ЗН-4-17/16223@ сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, также признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.
Таким образом, налоговые органы проверяют любые совершенные сделки и по критерию отнесения такой сделки к контролируемой. Как уже говорилось, к контролируемым сделкам налоговые органы относятся с особой тщательностью, и, если еще при этом выяснится, что контрагент не уведомил налоговые органы о таковой – лояльность в вопросе тщательности проверок, будет на порядок снижена.
В частности, при том, что налоговые органы имеют различные методики установления рыночной цены и подход их определения, итоговое решение зачастую определяется в зависимости от субъективности конкретного лица, производящего проверку, а также от источников информации о сопоставимых сделках, которыми пользуются проверяющие. Поэтому выглядеть добросовестным в глазах проверяющего лица и излишне не осложнять отношения с ним – крайне важно.

Таким образом, сделка, не подпадающая под понятие контролируемой – имеет более высокую вероятность избежать пристального внимания налоговых органов, особенно если компания по итогам отчетности своей деятельности не отражает убыток. В любом случае, компаниям необходимо с особой тщательностью подходить к ценообразованию продукции и соблюдать ряд обязанностей по своевременному уведомлению налоговых органов о наличии таких сделок. В противном случае, сумма необоснованной налоговой выгоды может не только подлежать корректировке с последующим доначислением недоплаченных налогов, но и взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, и начисление пени.

Если у вас возникли вопросы по данной теме, просьба обращаться к нашим специалистам. Мы проведем проверку по вашему вопросу и дадим юридические рекомендации.

Если у вас возникли вопросы по данной теме, просьба обращаться к нашим специалистам. Мы проведем проверку по вашему вопросу и дадим юридические рекомендации.