Барабашев и Партнеры
RU EN

Досудебная блокировка интернет-контента. Новый законопроект.

Опубликовано: 16.02.2014
На рассмотрение Госдумы 12 февраля 2014 года был внесен законопроект, который предлагает до вынесения решения суда блокировать сайты, распространяющих недостоверную информацию о банках и публичных организациях.
Законопроект о необходимости моментально блокировать сайты, распространяющие слухи о банках, был внесен в нижнюю палату парламента депутатом от ЛДПР Алексеем Митрофановым и представителем фракции «Единая Россия», председателем комитета по финансовому рынку Натальей Бурыкиной.

Под термином «публичные организации» в документе подразумеваются кредитные и страховые организации, а также организации, осуществляющие торговлю на рынке ценных бумаг. Деятельность этих компаний предусматривает публикацию ими консолидированной финансовой отчетности.

Согласно проекту, в случае обнаружения на сайтах в интернете «заведомо недостоверной информации» о банках и публичных организациях, генеральный прокурор России или его заместители официально уведомляются Роскомнадзор о необходимости немедленно заблокировать сайт, разместивший недостоверную информацию. Роскомнадзор отправляет это требование операторам связи и провайдеру, обслуживающему данный сайт. Требование должно содержать доменное имя, сетевой адрес и адреса страниц, на которых размещена информация, которую Генпрокуратура сочла заведомо недостоверной.
Оператор связи обязан заблокировать ресурс немедленно, сразу после получения требования от Роскомнадзора. Провайдер уведомляет владельца ресурса о необходимости блокировки сайта в течение суток после получения требования от Роскомнадзора.

Подобные меры воздействия прописаны в документе не только для информации, размещенной в интернете, но и для информационно-телекоммуникационных сетей в целом. Разблокировка ресурсов возможна лишь после удаления недостоверной информации, о чем владелец сайта уведомляет провайдера, а тот, в свою очередь, направляет эти сведения в Роскомнадзор.

Законопроект стал продолжением целой череды законопроектов, касающихся досудебной блокировки интернет-контента.
В частности, планируется введение досудебной блокировки контента, нарушающего авторское право, а закон о досудебной блокировке сайтов по политическим мотивам (398-ФЗ) уже вступил в силу, отметил руководитель корпоративной практики юридической фирмы «Барабашев и партнеры» Кирилл Щербаков. По его словам, это вызвано тем, что судебные разбирательства тянутся довольно долго, а информация, размещенная в интернете, может нанести серьезный вред до ее блокировки. Особенно актуально это в банковской и финансовой сфере. Кирилл Щербаков вспоминает, что в октябре и ноябре 2013 года клиентам многих банков поступили сотни sms-сообщений о том, что у их банка якобы отозвана лицензия. К банкоматам кредитных организаций выстраивались очереди из напуганных вкладчиков. «К счастью, панику удалось погасить, но проблемы у многих банков остались. Достаточно представить, к каким последствиям для деловой репутации банков может приводить аналогичная информация, активно расходящаяся по блогам и сайтам в сети интернет и не удаляемая с них без судебного решения. В этом смысле польза законопроекта вполне очевидна», - считает специалист.


Возникает целый ряд вопросов по реализации закона в случае его принятия, добавляет Кирилл Щербаков. В частности, не ясно как Генпрокурор и его заместители будут устанавливать недостоверность информации и какова будет роль самих банков в процессе блокирования контента. С одной стороны, только банки могут достаточно эффективно и оперативно отслеживать недостоверную информацию о себе. С другой стороны, совершенно непонятно как в этой ситуации быть с жалобами и критикой деятельности банков со стороны клиентов и партнеров, напоминает он. Разумеется, кредитные организации будут считать критическую информацию в свой адрес недостоверной, в то время как она может реально отражать существующие в банках проблемы, предупреждает Щербаков.

Законопроект предполагает возложить дополнительную нагрузку и ответственность на провайдеров, так как неисполнение требований Роскомнадзора или нарушение сроков и процедур блокировки повлечет существенные штрафы в отношении провайдеров.
«Это может негативно сказаться на стоимости обслуживания и на его качестве в целом», - говорит Кирилл Щербаков. Он полагает, что при разумной реализации законопроект может принести немало пользы, но в тоже время сделает информационное пространство менее прозрачным, позволяя блокировать спорную информацию и негативные отзывы в досудебном порядке.

Полный текст на Bankir.ru
Отправить в ЖЖ


Все новости
Наши проекты
Все мероприятия
Все мнения
Делимся опытом
Клиенты
Команда
Актуально
Мероприятия
Все услуги

Брошюра фирмы BBNP