Барабашев и Партнеры
RU EN

Коммерческая тайна

Секрет производства (НОУ-ХАУ)

Что такое НОУ-ХАУ? Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ).

Другими словами, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - составляет сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Для чего это нужно? Раскрытие секрета производства означает упущенную прибыль и успех конкуретов на рынке, поэтому крайне важно держать информацию в тайне.

Охрану секрета производства можно обеспечить двумя способами: путем оформления патента либо путем введения режима коммерческой тайны. Однако здесь есть и свои особенности.

При патентовании сведения раскрываются, но при этом им предоставляется предусмотренная законом охрана. Право на использование таких сведений остается за патентообладателем. При режиме коммерческой тайны (ноу-хау) сведения не патентуются, но и не раскрываются, как составляющие коммерческую тайну. Однако если утечка информации произошла, запретить ее использование уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока есть конфиденциальность. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования секрета производства конкурентами и до тех пор получать прибыль.

Секреты производства (ноу-хау) можно передать по лицензионному договору. Ясно, что необходимым условием при этом является конфиденциальность передаваемых сведений. На случай нарушения договора и разглашения информации лицензиатом рекомендуется предусматривать в договоре финансовую ответственность, в т.ч. компенсацию понесенных убытков. Коммерческая тайна – важный инструмент для извлечения прибыли (сверхприбыли) компании, однако здесь есть и подводные камни. Например, в соответствии со ст. 6 Федерального Закона РФ «О Коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

Чем мы можем помочь? Юристы (патентные поверенные) BBNP проводят экспертизу ноу-хау на патентоспособность, при желании клиента оформляют патентные права, оказывают консультации, в т.ч. по вопросам надежного оформления коммерческой тайны.


Делимся опытом
Клиенты
Полезная информация
Новости фирмы
Мероприятия
Все услуги


Интеллектуальная собственность