Барабашев и Партнеры
RU EN

FAQ

1. Как соотносятся понятия «Товарный знак» и «Торговая марка»? И что такое «Знак обслуживания» и «Наименование места происхождения товара»?
2. Как соотносятся логотип, эмблема и товарный знак? Что из этого можно зарегистрировать? Можно ли зарегистрировать слоган?
3. Какие еще существуют виды товарных знаков?
4. Кто может быть владельцем товарного знака?
4а. Можно ли все-таки как-то зарегистрировать товарный знак на физическое лицо?
5. Возможно ли зарегистрировать комбинированный товарный знак, и параллельно с ним зарегистрировать отдельные элементы такой комбинации в качестве самостоятельных товарных знаков?
6. Что такое неохраняемые элементы? Как они влияют на регистрацию товарного знака?
7. Может ли компания или индивидуальный предприниматель владеть несколькими товарными знаками?
8. Обязана ли фирма использовать товарный знак в деловой документации, внутренних документах и т.д.? Заменяет ли товарный знак название фирмы?
9. Может ли товарным знаком в России владеть иностранная компания?
10. Каковы реальные сроки регистрации товарного знака?
11. Я что-то слышал(а) про ускоренную регистрацию. Возможно ли это?
12. Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?
13. Возвращаются ли деньги в случае отказа в регистрации?
14. В течение какого времени действует охрана товарного знака?

1. Как соотносятся понятия «Товарный знак» и «Торговая марка»? И что такое «Знак обслуживания» и «Наименование места происхождения товара»?



Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Та же статья определяет знак обслуживания как обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Иными словами, с точки зрения законодательства это тождественные понятия, только одно из них применяется для обозначения физических товаров, а другое – для обозначения работ и услуг. На практике же, поскольку одно обозначение может быть зарегистрировано одновременно для индивидуализации как товаров, так и услуг, понятие «товарный знак» чаще всего включает в себя и понятие «знак обслуживания».
Расхожее понятие «Торговая марка» в российском законодательстве нигде не закреплено и, по сути, является калькой от английского слова “trademark”. Формально такого инструмента, как «торговая марка» в России не существует, тем не менее, оно употребляется довольно часто и по смыслу полностью тождественно понятию «товарный знак».
Определение наименования места происхождения товара (НМПТ)содержится в ст. 1516 ГК РФ 6 «Наименованием места происхождения товара … является обозначение, представляющее собой либо содержащее … наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами». Это широкое определение можно свести к следующему. В том случае, когда качества (вкус, цвет, аромат, целебные свойства и т.д.) товара определяются особенностями места, где такой товар был произведен, и если производство аналогичного товара в ином месте невозможно по объективным причинам, производителю такого товара дается право указывать место его производства на товаре, упаковке, в рекламе и т.д. В качестве примера можно привести множество производителей минеральных вод («Сенежская», «Ессентуки», «Боржоми»). НМПТ имеет немного более жесткие условия регистрации, но используется так же как и товарный знак.


2. Как соотносятся логотип, эмблема и товарный знак? Что из этого можно зарегистрировать? Можно ли зарегистрировать слоган?



В каноническом смысле логотип – это стилизованное определенным образом обозначение, состоящее из печатных (буквенных и/или цифровых) символов. Для примера возьмем компанию Apple. Именно такое обозначение компании, написание “Apple”, можно считать логотипом. Однако гораздо чаще компания ассоциируется с соответствующей эмблемой – всем известным надкушенным яблоком. Оба этих обозначения в равной степени служат для индивидуализации компании, оба зарегистрированы в качестве товарных знаков. Такой логотип, состоящий из символов, которые можно записать, считается словесным товарным знаком. Эмблема, не содержащая символьных элементов, зарегистрирована в качестве изобразительного товарного знака. Кроме того, возможно их сочетание – комбинированный товарный знак, содержащий, как изображения, так и текст.
Таким образом, под регистрацией логотипа подразумевают регистрацию словесного товарного знака, хотя это и не исключает того, что под логотипом может пониматься и некое сочетания рисунка и надписи, которые также возможно зарегистрировать. Отметим также, что российскому праву неизвестны понятия «логотип» и «эмблема», так что для целей регистрации средств индивидуализации и то, и другое считается товарным знаком.
Слоган – это, как правило, короткое словосочетание, использующееся в рекламе продукта. Зарегистрировать набор слов возможно, но только с учетом ограничений, предусмотренных законодательством. Так, например, запрещено регистрировать в качестве товарного знака обозначения, характеризующие исключительно свойства или описание товара.

3. Какие еще существуют виды товарных знаков?


Об этом подробно написано здесь

4. Кто может быть владельцем товарного знак


В соответствии со ст. 1478 ГК обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. По смыслу российского законодательства данный перечень является закрытым, в силу чего регистрация товарного знака, например, на физическое лицо в России не допускается.

4а. Можно ли все-таки как-то зарегистрировать товарный знак на физическое лицо?<


И да, и нет. Дело в том, что при рассмотрении заявки на товарный знак регистрирующий орган (Роспатент) не испрашивает документы, подтверждающие регистрацию юридического лица или регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, можно «обмануть» Роспатент, написав в заявке, что Вы являетесь ИП (или вообще зарегистрировать товарный знак на несуществующую фирму), но имейте в виду, что регистрацию подобного товарного знака можно будет без проблем оспорить в Палате по патентным спорам.

5. Возможно ли зарегистрировать комбинированный товарный знак, и параллельно с ним зарегистрировать отдельные элементы такой комбинации в качестве самостоятельных товарных знаков?


Да, можно. При условии что вы докажете Роспатенту (иногда это бывает очевидно, но лучше перестраховаться), что все эти знаки принадлежат Вам (особенно актуально если регистрируете в разное время), и что такой регистрацией Вы не вводите потребителя в заблуждение. Впоследствии такие отдельные части товарных знаков можно использовать в различных комбинациях, например, для различных линеек товаров и услуг или на различных территориальных рынках.

6. Что такое неохраняемые элементы? Как они влияют на регистрацию товарного знак


Неохраняемый элемент – это часть товарного знака, как правило, указывающая на вид и назначение товара либо на иные его характеристики, не обладающие самостоятельной различительной способностью. Такие элементы могут включаться в товарный знак, но при этом могут использоваться и другими лицами без возможности запрета такого использования. Существуют, однако, определенные условия включения в обозначение неохраняемых элементов.
Например, товарный знак, содержащий неохраняемый элемент «школа тайского бокса» можно зарегистрировать только в отношении товаров и услуг, непосредственно связанных с деятельностью школы тайского бокса, однако регистрация такого товарного знака в отношении, скажем, текстильных изделий или канцтоваров, не допускается, т.к. такой товарный знак будет вводить потребителя в заблуждение относительно назначения товаров и услуг (п.3 ст.1483 ГК РФ).
Другой распространенный пример использования неохраняемых элементов – регистрация одного охраняемого обозначения с различными неохраняемыми элементами для создания ряда товарных знаков для различных линеек продуктов или территориальных рынков. Например, воображаемой ОАО «Бета» могут принадлежать такие товарные знаки, как «Бета-кредитование», «Бета-страхование», «Бета-аудит», «Бета-консалтинг», «Бета-недвижимость» и т.д., где единственным охраняемым элементов будет являться слово «Бета».

7. Может ли компания или индивидуальный предприниматель владеть несколькими товарными знаками?


Конечно, может. Во-первых, законом не установлено никаких ограничений по количеству товарных знаков, которыми лицо может владеть, а во-вторых, в некоторых случаях регистрация всего лишь одного товарного знака не всегда позволяет решить стоящие перед компанией задачи.

8. Обязана ли фирма использовать товарный знак в деловой документации, внутренних документах и т.д.? Заменяет ли товарный знак название фирм


В любой деловой документации, имеющей юридическое значение, нужно использовать фирменное наименование компании, т.е. её официальное название с указанием на организационно-правовую форму, например, ООО «Бета». При этом названная компания может, например, совместно с ООО «Гамма» и ООО «Дельта» иметь коммерческое обозначение «Группа компаний «Буквица». Также при этом ООО «Бета» может владеть собственным товарным знаком, скажем, «Бета-аудит».
Эти три различных объекта интеллектуальной собственности охраняются независимо друг от друга. Фирменное наименование охраняется исходя из свидетельства о государственной регистрации и записи, внесенной в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), товарный знак охраняется на основании свидетельства на товарный знак, выданном Роспатентом, а коммерческое обозначение охраняется просто в силу его использования организацией.
У правообладателя нет обязанности использовать товарный знак или коммерческое обозначение, но есть обязанность использовать фирменное наименование в случаях, установленных законом.

9. Может ли товарным знаком в России владеть иностранная компания?


Да, конечно. Иностранное лицо может зарегистрировать товарный знак в России, как правило, через патентного поверенного. Кроме того, иностранное лицо может получить охрану уже существующего товарного знака в России благодаря Мадридской системе регистрации знаков.

10. Каковы реальные сроки регистрации товарного знака?


В среднем срок регистрации товарного знака в России составляет 10-18 месяцев. Данный срок складывается из следующих этапов:

Формальная экспертиза. Этот этап предполагает проверку комплекта документов, поданного на регистрацию. По регламенту срок выполнения такой проверки – 2 месяца. По её результатам заявителю или его представителю направляется либо уведомление о принятии заявки к рассмотрению, либо запрос о предоставлении недостающих документов.

Экспертиза заявленного обозначения по существу. Это самый длительный и сложный этап. Фактически, срок этой экспертизы нигде не регламентирован, поэтому при неблагоприятном стечении обстоятельств она может длиться годами. В процессе экспертизы специалисты Роспатента:

а) анализируют заявленный товарный знак на соответствие требованиям закона;
б) проводят поиск по каждому из элементов, входящих в обозначение (соответственно, экспертиза простого словесного знака займет гораздо меньше времени, чем экспертиза сложного комбинированного, состоящего из множества элементов);
в) оценивают возможность регистрации товарного знака по каждому товару или услуге;
г) ищут нигде не зарегистрированные аналоги Вашего обозначения в открытых источниках;
д) составляют экспертное заключение по всем приведенным выше пунктам и направляют его почтой (доставка корреспонденции почтой в крупном населенном пункте занимает до 2 недель).

В рамках экспертизы обозначения существуют сроки для ответа на запрос. Так, для ответа на запрос экспертизы у заявителя есть от 2 до 6 месяцев. Рассмотрение такого ответа Роспатентом занимает еще 2 месяца. С учетом того, что в рамках одной заявки на товарный знак заявителю может быть направлено несколько запросов (почтой), рассмотрение ответов на которые занимает до 2 месяцев, предсказать реальную дату завершения экспертизы практически невозможно.

Получение свидетельства на товарный знак. Если по результатам экспертизы принято решение о регистрации товарного знака, заявителю направляется соответствующее уведомление. После этого заявителю необходимо уплатить госпошлину за регистрацию товарного знака в реестре, публикацию сведений о нем и выдачу соответствующего свидетельства государственного образца. Последнее заявитель получает по почте по истечении двух месяцев со дня уплаты пошлины.

11. Я что-то слышал(а) про ускоренную регистрацию. Возможно ли это?


С 1 января 2013 года ускоренная регистрация товарных знаков официально отменена.


12. Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?<


Стоимость услуг юридических фирм по регистрации товарных знаков и их сопровождению различается в зависимости от ряда факторов. Стоимость услуг нашей фирмы Вы можете узнать, воспользовавшись нашим Калькулятором, либо ознакомившись с прайс-листом.

Размер пошлин за регистрацию, а также иные действия в отношении товарных знаков и заявок на регистрацию товарных знаков, одинаков для всех. Пошлина за рассмотрение заявки и проведение экспертизы товарного знака по 1 классу МКТУ составляет 14200 рублей (уплачивается единовременно до подачи заявки) + 2050 рублей за каждый испрашиваемый класс МКТУ свыше 1. При успешном прохождении экспертизы товарного знака заявителю необходимо будет заплатить пошлину за регистрацию товарного знака, публикацию соответствующих сведений и выдачу свидетельства на товарный знак в размере 16 200 рублей вне зависимости от количества классов. Таким образом, минимальная сумма пошлин за регистрацию товарного знака по одному классу МКТУ без предварительного поиска и без учета вознаграждения юристов составляет 30 400 рублей. За все изменения, касающиеся товарного знака или его владельца, вносимые в государственный реестр, также взимается пошлина.

13. Возвращаются ли деньги в случае отказа в регистрации?


Нет, в случае отказа деньги не возвращаются, т.к. пошлина уплачивается не за регистрацию товарного знака, а за рассмотрение заявки и проведение экспертизы по заявленному обозначению.

14. В течение какого времени действует охрана товарного знака?<


Охрана товарного знака предоставляется на 10 лет и может быть продлена на такой же срок неограниченное число раз. Прекратить охрану действующего товарного знака можно по заявлению правообладателя либо по ходатайству заинтересованного третьего лица.
Делимся опытом
Клиенты
FAQ
Регистрация компаний
Юридическое
обслуживание

Бухгалтерское
обслуживание

Регистрация Товарных
Знаков

Полезная информация
Новости фирмы
Мероприятия
Все услуги


Интеллектуальная собственность

Расчет стоимости услуг